Текст письма опубликован
"Нормативные акты для бухгалтера",
2005, N 22
Проблемная ситуация: Об отсутствии оснований для
постановки на учет и об отсутствии обязанности уплачивать налог на прибыль в РФ
у швейцарской организации, закупающей у российских поставщиков лом и отходы
черных металлов и реализующей их в третьи страны.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 19 октября 2005 г. N 03-03-04/1/286
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики по вопросам постановки на учет и обязанности
уплачивать налог на прибыль организаций иностранной организацией сообщает следующее.
Организация - резидент Швейцарии закупает
у российских поставщиков лом и отходы черных металлов и далее реализует их в
третьи страны. При этом право собственности на металлолом переходит от
российского продавца к организации с даты коносамента,
подтверждающего передачу товара перевозчику в российских морских портах. Фирма
представительств на территории Российской Федерации не имеет.
1. Постановка на учет
иностранных организаций в налоговых органах Российской Федерации осуществляется
в соответствии с Положением об особенностях учета в налоговых органах
иностранных организаций, утвержденным Приказом МНС России от 07.04.2000 N
АП-3-06/124 (зарегистрирован Минюстом России 02.06.2000, регистрационный номер
2258), п. 2.1.1 которого предусмотрено, в частности, что если иностранная
организация осуществляет или намеревается осуществлять деятельность в
Российской Федерации через отделение (филиал, представительство, другое
обособленное подразделение) в течение периода, превышающего 30 календарных дней
в году (непрерывно или по совокупности), то у такой иностранной организации
возникает обязанность встать на учет в налоговом органе по месту осуществления
деятельности не позднее 30 дней с даты ее начала.
В случае если деятельность иной
организации или физического лица в соответствии с законодательством Российской
Федерации и соглашениями об избежании двойного
налогообложения образует постоянное представительство иностранной организации
(зависимые агенты), то такие иностранные организации в соответствии с п. 2 вышеуказанного
Положения учитываются налоговым органом на основании уведомления по
установленной форме.
Если организация не имеет в Российской
Федерации какого-либо обособленного подразделения, а также не осуществляет
деятельность в Российской Федерации через зависимого агента, оснований для
постановки на учет (учета) в налоговом органе Российской Федерации у организации не имеется.
2. В соответствии с положениями гл. 25
Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) иностранные
организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через
постоянные представительства и получающие доходы от источников в Российской
Федерации, являются плательщиками налога на прибыль организаций.
Согласно положениям ст. ст. 246, 306 и
307 Кодекса прибыль иностранной организации от выполнения работ, оказания услуг
на территории Российской Федерации может облагаться налогом на прибыль
организаций в Российской Федерации только в том случае, если ее деятельность
подпадает под определение "Постоянное представительство".
Наличие или
отсутствие постоянного представительства иностранной организации в Российской
Федерации определяется исходя из положений законодательства Российской
Федерации о налогах и сборах, а в случае, если иностранная организация является
лицом с постоянным местопребыванием в государстве, с которым у Российской
Федерации (СССР) существует действующее соглашение об избежании
двойного налогообложения, - в соответствии с положениями соответствующего
международного договора, положения которого приоритетны по отношению к положениям внутреннего законодательства Российской Федерации.
Подпунктом
"е" п. 4 ст. 5 Соглашения между Российской Федерацией и Швейцарской
Конфедерацией об избежании двойного налогообложения в
отношении налогов на доходы и капитал от 15.11.1995 (далее - Соглашение)
предусмотрено, что содержание постоянного места деятельности исключительно для
цели закупки товаров или изделий или для сбора информации для предприятия не
рассматривается как постоянное представительство.
Аналогичные положения содержатся в
законодательстве Российской Федерации о налогах и сборах. Так,
п. 8 ст. 306 Кодекса установлено, что факт осуществления иностранной
организацией операций по ввозу в Российскую Федерацию или вывозу из Российской
Федерации товаров, в том числе в рамках внешнеторговых контрактов, при
отсутствии признаков постоянного представительства, предусмотренных п. 2 данной
статьи, не может рассматриваться как приводящий к образованию постоянного
представительства этой иностранной организации в Российской Федерации.
Таким образом, даже в случае
осуществления организацией деятельности по закупке металлолома через
обособленное подразделение в Российской Федерации такая ее деятельность в
соответствии с положениями Соглашения не рассматривалась бы как постоянное
представительство.
Исходя из изложенного, у предприятия не
возникает обязанности уплачивать налог на прибыль организаций в Российской
Федерации с сумм дохода, полученного от покупателей металлолома в третьих
странах.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Министерства финансов РФ
А.И.ИВАНЕЕВ
19.10.2005