Текст письма опубликован
"Экономика и жизнь", 2005, N 48
Проблемная ситуация: Об уполномоченных представителях
налогоплательщика.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 20 октября 2005 г. N 03-02-07/1-274
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики сообщает следующее.
Согласно пп. 4 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации
(далее - Кодекс) налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по
месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам,
которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена
законодательством о налогах и сборах, а также бухгалтерскую отчетность в
соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете".
Пунктом 1 ст. 80 Кодекса установлено, что
налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика
о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых
льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением
и уплатой налога. Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком
по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не
предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Налоговая декларация представляется в налоговые органы по месту учета налогоплательщика по
установленной форме в соответствии с законодательством о налогах и
сборах. Налоговая декларация может быть представлена налогоплательщиком в
налоговый орган лично или через его представителя, направлена в виде почтового
отправления с описью вложения или передана по телекоммуникационным каналам
связи (п. 2 ст. 80 Кодекса).
Статьей 80 Кодекса не определено лицо,
уполномоченное подтверждать достоверность и полноту сведений, содержащихся в
налоговых декларациях, вместо налогоплательщика.
Согласно Приказам Минфина России (в
частности, от 03.03.2005 N 31н, зарегистрирован в
Минюсте России 07.04.2005 N 6476; от 03.03.2005 N 32н, зарегистрирован
в Минюсте России 30.03.2005 N 6454) об утверждении форм налоговых деклараций и
порядка их заполнения достоверность и полнота сведений, указанных в декларации
организации, подтверждается подписями руководителя и главного бухгалтера
организации, а также проставляются печать организации и дата подписания. В
случае отсутствия в организации главного бухгалтера достоверность и полнота
сведений, указанных в декларации, подтверждаются подписью бухгалтера,
осуществляющего ведение в организации бухгалтерского учета, либо руководителя
специализированной организации (централизованной бухгалтерии) или
бухгалтера-специалиста, осуществляющих на договорных началах ведение в
организации бухгалтерского учета.
В соответствии с данными Приказами
Минфина России уполномоченные представители организации были исключены из круга
лиц, подтверждающих достоверность и полноту сведений, указанных в налоговых
декларациях.
Уполномоченным представителем
налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное
налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми
органами. Уполномоченный представитель налогоплательщика-организации
осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке,
установленном гражданским законодательством Российской Федерации (ст. 29
Кодекса).
Законными представителями
налогоплательщика-организации признаются лица, уполномоченные представлять
указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов (п. 1
ст. 27 Кодекса).
Ответственность за достоверность и
полноту сведений, содержащихся в налоговой декларации, несет налогоплательщик.
Пунктом 7
Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от
28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового
кодекса Российской Федерации" признано, что при решении вопроса о
привлечении налогоплательщика к ответственности за то или иное нарушение
законодательства о налогах и сборах действия (бездействие) его представителя
расцениваются как действия (бездействие) самого налогоплательщика.
В соответствии с п. 5 ст. 13 Федерального
закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" бухгалтерская
отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером (бухгалтером)
организации. Бухгалтерская отчетность организаций, в которых бухгалтерский учет
ведется централизованной бухгалтерией, специализированной организацией или
бухгалтером-специалистом, подписывается руководителем организации и
руководителем централизованной бухгалтерии или специализированной организации
либо бухгалтером-специалистом, ведущим бухгалтерский учет.
Согласно ст. 40 Федерального закона от
08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью"
порядок деятельности единоличного исполнительного органа общества и принятия им
решений устанавливается уставом общества, внутренними документами общества, а
также договором, заключенным между обществом и лицом, осуществляющим функции
его единоличного исполнительного органа. Кроме того, в соответствии со ст. 42
данного Федерального закона общество вправе передать по договору полномочия
своего единоличного исполнительного органа управляющему, если такая возможность
прямо предусмотрена уставом общества. Устав общества должен содержать, в
частности, сведения о компетенции исполнительного органа общества.
Заместитель директора
Департамента
А.И.ИВАНЕЕВ
20.10.2005