Проблемная ситуация: Организация осуществляет
деятельность в сфере игорного бизнеса.
В соответствии с п. 2 ст. 366 Налогового
кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан поставить на учет
(зарегистрировать) в налоговом органе каждый объект налогообложения, указанный
в п. 1 вышеназванной статьи, не позднее чем за два
рабочих дня до даты установки каждого объекта налогообложения.
При этом объект
налогообложения считается зарегистрированным и включается в налоговую базу с
даты представления налогоплательщиком в налоговый орган заявления о регистрации
объекта (объектов) налогообложения (п. 4 ст. 366 Кодекса), которое может быть
представлено налогоплательщиком в налоговый орган заблаговременно, то есть
более чем за два дня до даты установки объекта (объектов) налогообложения. В вышеупомянутых формах заявления и свидетельства отсутствуют ссылки
на дату установки налогоплательщиком каждого объекта налогообложения, а
фиксируется дата представления в налоговый орган заявления о регистрации
объекта (объектов) налогообложения налогом на игорный бизнес.
В соответствии с п. 3 ст. 366 Кодекса
налогоплательщик также обязан зарегистрировать в налоговых органах любое
изменение количества объектов налогообложения не позднее, чем за два рабочих
дня до даты установки или выбытия каждого объекта налогообложения.
В аналогичном порядке согласно п. 4 ст.
366 Кодекса объект налогообложения считается выбывшим с даты
представления налогоплательщиком в налоговый орган заявления о
регистрации изменений (уменьшений) количества объектов.
Согласно п. 3 ст. 370 НК РФ при установке
нового объекта (новых объектов) налогообложения до 15-го числа текущего
налогового периода сумма налога исчисляется как произведение общего количества
соответствующих объектов налогообложения (включая установленный новый объект
налогообложения) и ставки налога, установленной для этих объектов
налогообложения.
При установке нового объекта (новых
объектов) налогообложения после 15-го числа текущего налогового периода сумма
налога по этому объекту (этим объектам) за этот налоговый период исчисляется
как произведение количества данных объектов налогообложения и одной второй
ставки налога, установленной для этих объектов налогообложения.
Аналогичны правила исчисления налога на
игорный бизнес в случае выбытия объекта (объектов) налогообложения (п. 4 ст.
370 НК РФ). При выбытии объекта (объектов) налогообложения до 15-го числа
(включительно) текущего налогового периода сумма налога по этому объекту (этим
объектам) за этот налоговый период исчисляется как произведение количества
данных объектов налогообложения и одной второй ставки налога, установленной для
этих объектов налогообложения.
При выбытии объекта (объектов)
налогообложения после 15-го числа текущего налогового периода сумма налога
исчисляется как произведение общего количества соответствующих объектов
налогообложения (включая выбывший объект (объекты) налогообложения) и ставки
налога, установленной для этих объектов налогообложения.
Таким образом, п. 3 ст. 366 НК РФ
устанавливает обязанность регистрировать новые объекты налогообложения за два
рабочих дня до даты установки, а п. 4 ст. 366 НК РФ устанавливает, что объект
налогообложения считается зарегистрированным с даты
представления налогоплательщиком в налоговый орган заявления о
регистрации объектов налогообложения.
Просим разъяснить, с какого момента
возникает и прекращается обязанность по уплате налога на игорный бизнес.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 20 октября 2005 г. N 03-06-05-07/35
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики совместно с Правовым департаментом рассмотрел
письмо о порядке исчисления налога на игорный бизнес и сообщает следующее.
В соответствии со ст. 364 гл. 29
"Налог на игорный бизнес" Налогового кодекса Российской Федерации
(далее - Кодекс) игорный бизнес - это предпринимательская деятельность,
связанная с извлечением организациями или индивидуальными предпринимателями
доходов в виде выигрыша и (или) платы за проведение азартных игр, не являющаяся
реализацией товаров, работ или услуг.
Организатором игорного заведения
признается организация или индивидуальный предприниматель, которые осуществляют
в сфере игорного бизнеса деятельность по организации азартных игр, за
исключением азартных игр на тотализаторе.
Глава 29 Кодекса не содержит четкой нормы
о моментах возникновения и прекращения обязанности по уплате налога на игорный
бизнес.
В связи с этим
следует отметить, что согласно п. 1 ст. 38 Кодекса объектами налогообложения
могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество,
прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных
услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую
характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о
налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.
В соответствии со ст. 41 Кодекса доходом
признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в
случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно
оценить, и определяемая в соответствии с главами части второй Кодекса.
Принимая во внимание изложенное и
учитывая ст. 44 Кодекса, полагаем, что организатор игорного заведения
становится плательщиком налога на игорный бизнес с того момента, когда он начал
осуществлять деятельность в сфере игорного бизнеса и получать экономическую
выгоду в виде дохода.
По нашему мнению, наличие
зарегистрированных, но не используемых в целях получения дохода объектов
налогообложения не приводит к возникновению дохода и, следовательно, не влечет
обязанности по уплате налога на игорный бизнес. Соответственно, и момент
прекращения обязанности по уплате налога на игорный бизнес также связан с
отсутствием деятельности в сфере игорного бизнеса.
Указанная позиция подтверждается рядом
судебных решений по данному вопросу (Постановление ФАС Центрального округа от
26.01.2005 N А48-4855/04-13, Постановление ФАС Северо-Западного округа от
31.01.2005 N А56-17264/2004, Постановление ФАС Волго-Вятского округа от
18.03.2005 N А38-6015-17/784-2004 и др.).
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
А.И.ИВАНЕЕВ
20.10.2005