Проблемная ситуация: Организация осуществляет
производство и реализацию периодических печатных изданий. Часто возникает
ситуация, при которой часть тиража определенного номера остается не
реализованной потребителям до выхода нового номера, что приводит к ее моральному
устареванию.
Согласно пп. 44
п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся в том числе потери в виде стоимости морально
устаревшей продукции средств массовой информации (СМИ), списываемой
налогоплательщиками, осуществляющими производство и выпуск продукции СМИ, в
пределах не более 10 процентов стоимости тиража соответствующего номера
периодического печатного издания.
Пунктом 21 ст. 250 НК РФ предусмотрено
включение в состав внереализационных доходов стоимости продукции СМИ,
подлежащей замене при ее возврате либо при ее списании по основаниям,
предусмотренным пп. 43, 44 п. 1 ст. 264 НК РФ.
По нашему мнению, производитель продукции
СМИ вправе учесть при реализации понесенные затраты на изготовление и
реализацию тиража в соответствии с положениями гл. 25 НК РФ. Если часть тиража
издания возвращается покупателями, то налогоплательщик обязан учесть 100%
стоимости этой части тиража в составе внереализационных доходов (так как ранее
эти затраты учитывались в составе расходов). При этом,
если печатные издания далее утилизируются по причинам, указанным в пп. 43, 44 п. 1 ст. 264 НК РФ (в том числе и при моральном
устаревании), потери в пределах 10% от стоимости соответствующего тиража могут
быть включены в состав прочих расходов, связанных с производством и
реализацией.
С учетом изложенного просим разъяснить,
каким образом учитываются в составе прочих расходов в целях налогообложения
прибыли потери, предусмотренные пп. 44 п. 1. ст. 264
НК РФ, и на какую величину подлежат увеличению внереализационные доходы
организации при возврате морально устаревшей продукции СМИ.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 26 октября 2005 г. N 03-03-04/1/299
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета потерь от
списания морально устаревшей продукции средств массовой информации и сообщает
следующее.
Из письма следует, что организацией
осуществляется производство и реализация периодических печатных изданий. При
этом часто возникает ситуация, при которой часть тиража определенного номера
остается не реализованной потребителям до выхода нового номера, что приводит к
ее моральному устареванию.
Подпунктом 44 п. 1
ст. 264 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) предусмотрено
включение в перечень расходов, уменьшающих налоговую базу, потерь в виде
стоимости бракованной, утратившей товарный вид, а также не реализованной в
пределах сроков, указанных в данном подпункте (морально устаревшей), продукции
средств массовой информации и книжной продукции, списываемой
налогоплательщиками, осуществляющими производство и выпуск продукции средств
массовой информации и книжной продукции,
в пределах не более 10 процентов стоимости тиража соответствующего номера
периодического печатного издания или соответствующего тиража книжной продукции,
а также расходов на списание и утилизацию бракованной, утратившей товарный вид
и нереализованной продукции средств массовой информации и книжной продукции.
Расходом признается, в частности,
стоимость периодических печатных изданий, не реализованных в пределах срока до
выхода следующего номера соответствующего периодического печатного издания.
Одновременно в соответствии с п. 21 ст.
250 Кодекса доходы в виде стоимости продукции средств массовой информации и
книжной продукции, подлежащей замене при возврате либо при списании такой
продукции по основаниям, предусмотренным пп. 43 и 44
п. 1 ст. 264 Кодекса, признаются внереализационными доходами налогоплательщика.
Таким образом, в установленных случаях
законодательством предусмотрено восстановление при формировании налоговой базы
по налогу на прибыль организаций расходов на производство и реализацию
продукции средств массовой информации, ранее списанных в расходы, уменьшающие
налоговую базу.
Обобщая отдельные положения гл. 25
Кодекса, учитывающие специфику деятельности организаций, осуществляющих
производство и реализацию продукции средств массовой информации, необходимо
отметить следующее.
Такие организации вправе включать в
состав расходов, учитываемых при налогообложении прибыли, затраты по
производству и реализации печатной продукции согласно положениям
соответствующих статей Кодекса.
При возврате покупателями продукции либо
при списании продукции СМИ по основаниям, предусмотренным пп.
43 и 44 п. 1 ст. 264 Кодекса, затраты на производство и реализацию указанной
продукции подлежат восстановлению путем включения в состав внереализационных
доходов. При этом организация вправе учесть в составе прочих расходов расходы
на изготовление указанной продукции в пределах 10% от стоимости
соответствующего тиража, а также расходы на списание и утилизацию бракованной,
утратившей товарный вид и нереализованной продукции средств массовой
информации.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
А.И.ИВАНЕЕВ
26.10.2005