Проблемная ситуация: Организация-турагент
применяет УСН с объектом налогообложения "доходы минус расходы". В
каком порядке определяется налоговая база по УСН? Вправе ли организация
учитывать в качестве расходов при исчислении налоговой базы стоимость
туристических путевок, реализуемых клиентам, на основании пп.
23 п. 1 ст. 346.16 НК РФ?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 31 октября 2005 г. N 03-11-04/2/119
В Министерстве финансов Российской
Федерации рассмотрено письмо по вопросу применения упрощенной системы
налогообложения организациями-турагентами. В этой
связи сообщаем следующее.
Налогоплательщики, применяющие упрощенную
систему налогообложения, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы,
уменьшенные на величину расходов, при определении налоговой базы учитывают
расходы, предусмотренные п. 1 ст. 346.16 Налогового кодекса Российской
Федерации (далее - Кодекс), при условии их соответствия критериям, указанным в
п. 1 ст. 252 Кодекса. Причем перечень данных расходов является исчерпывающим.
Согласно пп. 23
п. 1 ст. 346.16 Кодекса при определении налоговой базы по единому налогу
налогоплательщики учитывают расходы по оплате покупной стоимости товаров,
приобретенных для дальнейшей реализации (уменьшенные на суммы налога на
добавленную стоимость по приобретенным товарам, работам, услугам). При этом
товаром для целей Кодекса признается любое имущество, реализуемое либо
предназначенное для реализации (п. 3 ст. 38 Кодекса).
Отношения, возникающие при реализации
права граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства
на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий,
регулируются Федеральным законом от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах
туристской деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон).
Статьей 1 Федерального закона
установлено, что туристской деятельностью признается туроператорская и
турагентская деятельность, а также иная деятельность по организации
путешествий. При этом под турагентской деятельностью понимается деятельность по
продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая на основании
лицензии юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем; под
туроператорской деятельностью - деятельность по формированию, продвижению и
реализации туристского продукта, осуществляемая на основании лицензии
юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.
В соответствии с вышеназванной статьей
Федерального закона туристский продукт - это право на тур, предназначенное для
реализации туристу; тур - это комплекс услуг по размещению, перевозке, питанию
туристов, экскурсионные услуги, а также услуги гидов-переводчиков и другие
услуги, предоставляемые в зависимости от целей путешествия; туристская путевка
- это документ, подтверждающий факт передачи туристского продукта.
Реализация туристского продукта
осуществляется на основании договора. Договор заключается в письменной форме и
должен соответствовать законодательству Российской Федерации, в том числе
законодательству в области защиты прав потребителей. Туристская путевка является
письменным акцептом оферты туроператора или турагента
на продажу туристского продукта и неотъемлемой частью договора, а также
документом первичного учета туроператора или турагента
(ст. 10 Федерального закона).
Учитывая
изложенное, туристская путевка лишь подтверждает факт заключения договора на
оказание комплекса туристских услуг и, следовательно, исходя из норм ст. 38
Кодекса, не является товаром (имуществом), реализуемым или предназначенным для
реализации по договору (купли-продажи). В этой
связи налогоплательщики-турагенты не вправе уменьшить
полученные доходы на расходы по оплате покупной стоимости туристских путевок на
основании пп. 23 п. 1 ст. 346.16 Кодекса.
Одновременно
отмечаем, что в случае реализации налогоплательщиками-турагентами,
применяющими упрощенную систему налогообложения, туристских путевок на основе
договоров поручения, комиссии либо агентских договоров, заключенных с
туроператорами, в налоговую базу по единому налогу включается только
комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение. При определении налоговой базы не учитываются
доходы в виде имущества (включая денежные средства), поступившего комиссионеру,
агенту и (или) иному поверенному в связи с исполнением обязательств по договору
комиссии, агентскому договору или другому аналогичному договору, а также в счет
возмещения затрат, произведенных комиссионером, агентом и (или) иным поверенным
за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не
подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного
поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров (п. 1 ст. 346.15, пп. 9 п. 1 ст. 251 Кодекса).
Заместитель Министра финансов
Российской Федерации
С.Д.ШАТАЛОВ
31.10.2005