Проблемная ситуация: В отношении ОАО
23 июля 2004 г. налоговым органом принято решение о списании половины
реструктурированной суммы задолженности по пене и штрафам по налогу на
пользователей автомобильных дорог, 25 мая 2004 г. принято решение о списании
полностью реструктурированной суммы задолженности по пене и штрафам по налогу
на прибыль, 28 марта 2005 г. налоговым органом принято решение о списании
оставшейся реструктурированной суммы задолженности по пене и штрафам по
налогу на пользователей автомобильных дорог на основании решения арбитражного
суда от 25.02.2005.
Подлежат ли в соответствии с Федеральным
законом от 06.06.2005 N 58-ФЗ включению в состав доходов при исчислении налога
на прибыль суммы кредиторской задолженности организации по пене и штрафам,
списанные на основании указанных решений налогового органа?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 2 ноября 2005 г. N 03-03-04/1/330
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и сообщает следующее.
Постановлением Правительства
Российской Федерации от 03.09.1999 N 1002 "О порядке и сроках проведения
реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и
сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным
бюджетом" (далее - Постановление) определены порядок и сроки проведения
реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и
сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам за нарушение
налогового законодательства Российской Федерации.
Реструктуризация кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и
сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным
бюджетом проводится путем поэтапного погашения задолженности, исчисленной по
данным учета налоговых органов.
Федеральным законом
от 06.06.2005 N 58-ФЗ в пп. 21 п. 1 ст. 251
Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) внесено дополнение,
согласно которому к доходам, не учитываемым при налогообложении прибыли,
относятся доходы в виде сумм кредиторской задолженности налогоплательщика по
уплате налогов и сборов перед бюджетами разных уровней, списанных и (или)
уменьшенных иным образом в соответствии с законодательством Российской
Федерации или по решению
Правительства Российской Федерации.
Статьей 75 Кодекса
предусмотрено, что пеней признается установленная настоящей статьей денежная
сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны
выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе
налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу
Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными
законодательством о налогах и сборах сроки.
В соответствии со ст. 114 Кодекса
налоговая санкция, применяемая в виде денежного взыскания (штрафа), является
мерой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Таким образом, задолженность
налогоплательщика по пеням и штрафам Кодексом не приравнивается к задолженности
по уплате налогов и сборов. Следовательно, к суммам списанной кредиторской
задолженности налогоплательщика по пеням и штрафам не может быть применено
положение пп. 21 п. 1 ст. 251 Кодекса (в ред.
Федерального закона от 06.06.2005 N 58-ФЗ).
В соответствии с п. 5 ст. 8 Федерального
закона от 06.06.2005 N 58-ФЗ положения, установленные пп.
21 п. 1 ст. 251 Кодекса, распространяются на правоотношения, возникшие с 1
января 2005 г.
Таким образом, положения абз. 10 п. 6 ст. 1 Федерального закона от 06.06.2005 N
58-ФЗ ухудшают положение налогоплательщиков, у которых в 2005 г. списывается и
(или) уменьшается иным образом в соответствии с законодательством Российской
Федерации или по решению Правительства Российской Федерации кредиторская
задолженность по уплате пеней и штрафов.
Пунктом 1 ст. 5 Кодекса установлено, что
акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении
одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа
очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением
случаев, предусмотренных ст. 5 Кодекса.
В соответствии с п.
2 ст. 5 Кодекса акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые
налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов,
устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о
налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие
положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников
отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
Учитывая
изложенное, считаем, что положения Федерального закона от 06.06.2005 N 58-ФЗ,
вносящие изменения в пп. 21 п. 1 ст. 251 Кодекса и
ухудшающие положение налогоплательщиков налога на прибыль организаций в части
включения кредиторской задолженности налогоплательщика по пеням и штрафам,
списанной в соответствии с законодательством Российской Федерации или по
решению Правительства Российской Федерации, в состав доходов, не могут иметь
обратной силы и должны
применяться в 2005 г. в части, не противоречащей п. 2 ст. 5 Кодекса.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
А.И.ИВАНЕЕВ
02.11.2005