Проблемная ситуация: Согласно п. 3 ст. 266 НК РФ
налогоплательщик вправе создавать резервы по сомнительным долгам.
Согласно ст. 266 НК РФ сомнительным
долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком в случае, если
эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена
залогом, поручительством, банковской гарантией.
При исчислении
резерва по сомнительным долгам не учитывается задолженность, ранее учтенная при
формировании налоговой базы переходного периода в соответствии со ст. 10
Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ "О внесении изменений и
дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие акты
законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании
утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства РФ о налогах и сборах" (далее - Закон N
110-ФЗ).
Согласно ст. 10 Закона N 110-ФЗ в
доходную часть налоговой базы переходного периода включалась выручка от
реализации товаров (работ, услуг), которая не была учтена при формировании
налоговой базы по налогу на прибыль до 01.01.2002.
По итогам 2004 г. дебиторская
задолженность по выручке от реализации товаров (работ, услуг), учтенная ранее в
базе переходного периода, признана безнадежной к получению по правилам ст. 266
НК РФ. Просим ответить, правомерно ли относить данную задолженность на
внереализационные расходы по пп. 2 п. 2 ст. 265 НК РФ
как безнадежные долги, не покрытые за счет средств резерва по сомнительным
долгам.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 7 ноября 2005 г. N 03-03-04/1/339
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу признания в целях
налогообложения прибыли безнадежной дебиторской задолженности, ранее учтенной
при формировании базы переходного периода, и сообщает следующее.
Пункт 6 ст. 10
Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ "О внесении изменений и
дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые
другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о
признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства
Российской Федерации о налогах и сборах" (далее - Федеральный закон от
06.08.2001 N 110-ФЗ) определяет, что сумма
дебиторской задолженности, относящаяся к сделкам и
операциям, учтенным при формировании налоговой базы в соответствии со ст. 10
Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ, не участвует в формировании
резервов по сомнительным долгам, создаваемых в соответствии со ст. ст. 266 и
292 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Таким образом, налогоплательщик после 1
января 2002 г. в отношении сомнительной дебиторской задолженности, ранее
учтенной при формировании налоговой базы по налогу на прибыль переходного
периода, не формирует резервы по сомнительным долгам.
Согласно пп. 2
п. 2 ст. 265 Кодекса в целях налогообложения прибыли к внереализационным расходам
приравниваются убытки, полученные налогоплательщиком в отчетном (налоговом)
периоде, в частности суммы безнадежных долгов, а в случае, если
налогоплательщик принял решение о создании резерва по сомнительным долгам,
суммы безнадежных долгов, не покрытые за счет средств резерва.
Учитывая изложенное,
дебиторскую задолженность, признанную безнадежной, которая ранее была учтена в
базе переходного периода, определяемой в соответствии со ст. 10 Федерального
закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ, налогоплательщик учитывает в составе
внереализационных расходов, так как в отношении этой задолженности резерв по
сомнительным долгам не формировался.
Таким образом, в случае если после
01.01.2002 задолженность, отраженная в составе доходной части налоговой базы
переходного периода, становится безнадежным долгом (долгом, нереальным ко взысканию) на основе документального подтверждения
(должник ликвидирован, исключен из Единого государственного реестра юридических
лиц и др.), то эти суммы в целях налогообложения прибыли, в соответствии с пп. 2 п. 2 ст. 265 Кодекса, признаются убытками. При этом
данный факт не изменяет размер налоговой базы переходного периода и не влияет
на порядок внесения в бюджет налога, исчисленного по налоговой базе переходного
периода.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
А.И.ИВАНЕЕВ
07.11.2005