Проблемная ситуация: По результатам проведения
камеральной налоговой проверки организация привлечена к налоговой
ответственности за совершение налогового правонарушения. Обязан ли налоговый
орган уведомить налогоплательщика о том, что в его отношении ведется производство
по делу о налоговом правонарушении? Если обязан, то какой документ налоговый
орган должен направить по почте налогоплательщику? Обязан ли налоговый орган
известить налогоплательщика о времени и месте рассмотрения материалов проверки?
Имеет ли право налоговый орган направить копию решения о привлечении его к
ответственности за совершение налогового правонарушения и требование об уплате
недоимки и пени, вынесенное на основании этого решения?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 7 ноября 2005 г. N 03-02-07/1-292
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел запрос и сообщает следующее.
В соответствии со ст. 88 Налогового
кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при выявлении в ходе камеральной
налоговой проверки ошибок в заполнении документов или противоречий между
сведениями, содержащимися в представленных документах, налоговый орган сообщает
об этом налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в
установленный срок.
На суммы доплат по налогам, выявленные по
результатам камеральной налоговой проверки, налоговый орган направляет
требование об уплате соответствующей суммы налога и пени.
Кодексом не предусмотрена обязанность
налоговых органов составлять акт камеральной налоговой проверки. Однако это не
означает, что налоговый орган не вправе рассматривать в присутствии должностных
лиц организации-налогоплательщика материалы камеральной налоговой проверки и
представленные налогоплательщиком письменные объяснения или возражения по
решению налогового органа о привлечении налогоплательщика к ответственности.
Поскольку ст. 88 Кодекса не
предусматривается специальный срок для вынесения решения по результатам
камеральной проверки, такое решение может быть принято в пределах срока самой
проверки (Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 11.01.2005 N
Ф08-6272/2004-2405А).
Порядок производства по делу о налоговом
правонарушении, совершенном налогоплательщиком, предусмотрен ст. 101 Кодекса.
В соответствии с п. 1 ст. 101 Кодекса
материалы проверки рассматриваются руководителем (заместителем руководителя)
налогового органа. В случае представления налогоплательщиком письменных
объяснений или возражений по акту налоговой проверки материалы проверки
рассматриваются в присутствии должностных лиц организации-налогоплательщика или
ее представителей. По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель
(заместитель руководителя) налогового органа выносит решение в соответствии с
п. 2 ст. 101 Кодекса.
В решении о привлечении налогоплательщика
к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются
обстоятельства совершенного налогоплательщиком налогового правонарушения, как
они установлены налоговой проверкой, документы и иные сведения, которые
подтверждают указанные обстоятельства, доводы, приводимые налогоплательщиком в
свою защиту, и результаты проверки этих доводов (п. 3 ст. 101 Кодекса).
В п. 6 ст. 101 Кодекса предусмотрено, что
несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований данной статьи
может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим
налоговым органом или судом.
Таким образом, при привлечении
налогоплательщика к ответственности должен соблюдаться порядок, установленный
ст. ст. 100 и 101 Кодекса, которые закрепляют правило об обязательном
уведомлении привлекаемого лица о характере вменяемого ему правонарушения.
В соответствии с п. п. 4 и 5 ст. 101
Кодекса на основании вынесенного решения о привлечении налогоплательщика к
ответственности за совершение налогового правонарушения налогоплательщику
направляется требование об уплате недоимки по налогу и пени. Копия решения
налогового органа и требование вручаются налогоплательщику либо его
представителю под расписку или передаются иным способом, свидетельствующим о
дате получения налогоплательщиком либо его представителем. В случае если
указанными выше способами решение налогового органа вручить налогоплательщику
или его представителям невозможно, оно отправляется по почте заказным письмом и
считается полученным по истечении шести дней после его отправки.
Согласно п. 1 ст. 104 Кодекса после
вынесения решения о привлечении налогоплательщика к ответственности за
совершение налогового правонарушения соответствующий налоговый орган до
обращения в суд о взыскании налоговой санкции обязан предложить налогоплательщику
добровольно уплатить соответствующую сумму штрафа.
Налоговый орган обращается в суд о взыскании штрафа за налоговое правонарушение в случае
пропуска налогоплательщиком срока на уплату, установленного в требовании
или в решении.
Согласно п. 3.3
Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14.07.2005 N 9-П
фактические обстоятельства, в связи с которыми к налогоплательщику применяются
меры ответственности за совершение налоговых правонарушений в виде денежного
взыскания (штрафа), устанавливаются налоговыми органами в процессе проведения
мероприятий налогового контроля, одной из форм которого являются налоговые
проверки - камеральные и выездные (ст. ст. 82, 87 - 89 Кодекса).
По смыслу ст. 113
во взаимосвязи со ст. ст. 88, 89, 100 и 101 Кодекса, если для оформления
результатов налоговой проверки, в ходе которой обнаруживается налоговое
правонарушение, акта налоговой проверки не требуется, процесс привлечения лица
к ответственности за налоговое правонарушение начинается с соответствующего
решения руководителя (заместителя руководителя), выносимого по материалам
проверки.
Если налогоплательщик отказался
добровольно уплатить сумму санкции или пропустил срок ее уплаты, согласно п. 1
ст. 115 Кодекса налоговые органы могут обратиться с иском в суд о взыскании
налоговой санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового
правонарушения и составления соответствующего акта. В случаях, когда акта
налоговой проверки не требуется, начало течения шестимесячного срока давности
для обращения в суд о взыскании налоговой санкции связывается с выносимым по
материалам проверки решением руководителя налогового органа.
Учитывая изложенное, полагаем, что
налоговый орган вправе принять решение о привлечении налогоплательщика к
ответственности за совершение налогового правонарушения по результатам
камеральной проверки и направить налогоплательщику копию этого решения и
требование об уплате недоимки, пени, штрафа. Указанная копия решения и
требование направляются по почте заказным письмом в случае, когда вручить их
налогоплательщику или его представителям под расписку или передать иным способом,
свидетельствующим о дате получения, невозможно.
Соблюдая установленный порядок
уведомления привлекаемого налогоплательщика о характере вменяемого ему
правонарушения, установленный ст. ст. 100 и 101 Кодекса, и направления
налогоплательщику требования об уплате налога, пени, штрафа, налоговые органы
соблюдают досудебный порядок урегулирования спора.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
А.И.ИВАНЕЕВ
07.11.2005