Проблемная ситуация: Государственное унитарное
предприятие в связи с возникшей необходимостью просит дать разъяснение по
следующему вопросу.
Руководствуясь письменными разъяснениями
Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Москве
(Письмо от 02.02.2004 N 26-12/06315), вправе ли государственное унитарное
предприятие учесть для целей налогообложения прибыли расходы по выплате
руководителю вознаграждения за результаты финансово-хозяйственной деятельности,
предусмотренного условиями трудового контракта?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 8 ноября 2005 г. N 03-03-04/1/345
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и сообщает следующее.
Согласно ст. 145 Трудового кодекса
Российской Федерации (далее - ТК РФ) размеры оплаты труда
руководителей организаций определяются по соглашению сторон трудового договора.
Статьей 57 ТК РФ, регламентирующей
содержание трудового договора, определено, что трудовым договором должны быть
предусмотрены условия оплаты труда (в том числе доплаты, надбавки и
поощрительные выплаты).
Согласно ст. 255
Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в расходы
налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в
денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки,
компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда,
премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с
содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства
Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
Пунктом 2 указанной статьи НК РФ к таким
расходам отнесены начисления стимулирующего характера, в том числе премии за
производственные результаты, надбавки к тарифным ставкам и окладам за
профессиональное мастерство, высокие достижения в труде и иные подобные
показатели.
Пунктом 3 ст. 255 НК РФ к указанным выше
расходам отнесены начисления стимулирующего и (или) компенсирующего характера,
связанные с режимом работы и условиями труда, в том числе надбавки к тарифным
ставкам и окладам, производимые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской
Федерации от 21.03.1994 N 210 утверждено Положение об условиях оплаты труда
руководителей государственных предприятий при заключении с ними трудовых
договоров (контрактов), согласно которому оплата труда руководителей
государственных предприятий состоит из должностного оклада и вознаграждения за
результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Согласно п. 4 названного Положения
вознаграждение за результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия
выплачивается за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, за
вычетом средств, направленных на потребление.
Вместе с тем ст. 1 НК РФ установлено, что
законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из настоящего
Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.
Настоящий Кодекс устанавливает систему
налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы
налогообложения и сборов в Российской Федерации.
Законы и нормативные акты действуют в
части, не противоречащей НК РФ.
Таким образом, расходы, связанные с
выплатой руководителю вознаграждения за результаты финансово-хозяйственной
деятельности, учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль в
соответствии со ст. 255 НК РФ.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
А.И.ИВАНЕЕВ
08.11.2005