Проблемная ситуация: В отношениях
между Российской Федерацией и Соединенным Королевством Великобритании и
Северной Ирландии действуют Конвенция об избежании
двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в
отношении налогов на доходы и прирост стоимости имущества от 15.02.1994 (далее
- Конвенция), а также Соглашение в форме обмена нотами от 15.02.1994 (далее -
Соглашение), которое разъясняет применение ст. 22 "Устранение двойного
налогообложения" Конвенции.
Пункт "с"
Соглашения предусматривает, что при исчислении подлежащего уплате налога на
доход или прибыль компании или другому налогооблагаемому лицу, которое является
лицом с постоянным местопребыванием в Договаривающемся Государстве и которое
полностью или частично принадлежит лицу или лицам с постоянным местопребыванием
в другом Договаривающемся Государстве, разрешается осуществлять вычеты расходов
на проценты, уплаченные для целей его торговой или предпринимательской
деятельности банку или другому лицу,
независимо от срока ссуды, но эти вычеты не будут предоставлены, если
уплаченная сумма процентов по каким-либо причинам превышает сумму, которая была
бы согласована при отсутствии особых отношений между плательщиком и фактическим
владельцем процентов.
Просим дать разъяснения по следующим
вопросам.
1. Вправе ли российская
организация, полностью или частично принадлежащая лицу с постоянным
местопребыванием в Великобритании, (т.е. при наличии "особых
отношений" с владельцем процентов), уплаченные резиденту Великобритании
проценты по кредиту учитывать в качестве расходов при исчислении налога на
прибыль в Российской Федерации, но только в сумме, не превышающей сумму
процентов, которые могли бы выплачиваться при отсутствии особых отношений между
плательщиком и фактическим владельцем процентов (т.е. не превышающей размер процентов по договорам, заключенным между
независимыми организациями)?
2. Из каких источников можно получить
информацию о процентах по кредиту, которые могли бы выплачиваться при
отсутствии особых отношений между плательщиком и владельцем процентов
(резидентом Великобритании)?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 10 ноября 2005 г. N 03-08-02
Департамент
налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел запрос касательно применения
Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством
Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии об избежании двойного налогообложения и предотвращении
уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и прирост стоимости
имущества от 15.02.1994 (далее - Конвенция) и Соглашения к ней в форме обмена
нотами от 15.02.1994 (далее - Соглашение) и сообщает следующее.
Соглашение,
разъясняющее применение норм ст. 22 "Устранение двойного
налогообложения" Конвенции, содержит пункт "c"), согласно
положениям которого "при исчислении подлежащего уплате налога на доход или
прибыль компании или другому налогооблагаемому лицу, которое является лицом с
постоянным местопребыванием в Договаривающемся Государстве и которое полностью
или частично принадлежит лицу или лицам с постоянным местопребыванием в другом
Договаривающемся Государстве, разрешается осуществлять вычеты расходов на проценты, уплаченные для целей его торговой или
предпринимательской деятельности банку или другому лицу, независимо от срока
ссуды, но в случае если уплаченная сумма процентов по каким-либо причинам
превышает сумму, которая была бы согласована при отсутствии особых отношений
между плательщиком и фактическим владельцем процентов, такие вычеты не будут
предоставлены в части превышения такой суммы".
Указанное положение приведено с
устраненными неточностями перевода, содержащимися в русском тексте Соглашения.
Таким образом, при
наличии "особых отношений" (т.е. отношений иных, чем между
независимыми организациями) между плательщиком (российская организация) и
фактическим владельцем процентов (резидент Великобритании) сумму процентов,
уплаченных российской организацией, разрешается вычитать при исчислении
подлежащего уплате ею налога на прибыль в Российской Федерации, но только в
сумме, не превышающей сумму процентов, которые могли бы выплачиваться при
отсутствии особых отношений между плательщиком и фактическим владельцем процентов.
Для целей определения рыночных ставок по подобного рода кредитным
договорам следует руководствоваться нормами ст. 40 Налогового кодекса
Российской Федерации (далее - Кодекс), а также учитывать имеющуюся судебную
практику по вопросам применения налоговыми органами ст. 40 Кодекса, согласно
которой для определения рыночной цены используются официальные источники
информации, перечень которых не ограничен. При этом налоговый
орган не вправе ссылаться на официальные источники информации, если в данных
источниках не учитывается сопоставимость условий сделок (п. 9 ст. 40 Кодекса),
что имеет место, в частности, при применении только среднестатистических данных
(см. Информационное письмо ВАС РФ от 17.03.2003 N 71, Постановление ФАС
Дальневосточного округа от 28.01.2004 N Ф03-А73/03-2/3474, Постановление ФАС
Северо-Кавказского округа от 05.08.2003 N
Ф08-2794/2003-1029А).
Поскольку кредит выдан компанией -
резидентом Великобритании, необходимо отметить следующее.
Согласно ст. 1211 "Право, подлежащее
применению к договору при отсутствии соглашения сторон о выборе права"
Гражданского кодекса Российской Федерации к договору применяется право страны,
с которой договор наиболее тесно связан. Стороной, которая осуществляет
исполнение, имеющее решающее значение для содержания договора, признается, если
иное не вытекает из закона, условий или существа договора либо совокупности
обстоятельств дела, сторона, являющаяся заимодавцем (кредитором) в договоре
займа (кредитном договоре).
Таким образом, при определении суммы
процентов, которые могли бы выплачиваться при отсутствии особых отношений между
плательщиком и фактическим владельцем процентов, возможно
также использовать информацию из официальных источников в Великобритании.
Крупнейшей информационной базой в
Великобритании для целей определения среднерыночных ставок по идентичным
(сопоставимым) сделкам располагает Inland Revenue. В связи с этим считаем возможным в рамках ст. 26
Конвенции обратиться в Inland Revenue
с запросом о предоставлении информации о соответствии ставки по
рассматриваемому кредиту reasonable commercial rate (arm-s length rate).
Информация о рыночных процентных ставках размещена также на сайте British Bankers Association (www.bba.com).
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Н.А.КОМОВА
10.11.2005