Проблемная ситуация: Организация, применяющая
упрощенную систему налогообложения (объект - доходы), является управляющей
организацией по отношению к товариществу собственников жилья. На основании
заключенного договора технического обслуживания жилого дома указанная организация
принимает на свой расчетный счет платежи от населения за коммунальные услуги и
плату за содержание и ремонт данного жилого помещения.
Учитываются ли платежи за коммунальные услуги при исчислении налоговой базы в
качестве доходов?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 14 ноября 2005 г. N 03-11-05/100
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу применения упрощенной
системы налогообложения и сообщает следующее.
Как усматривается из представленного
письма, организация, применяющая упрощенную систему налогообложения, является
управляющей организацией по отношению к товариществу собственников жилья. На
основании заключенного договора технического обслуживания жилого дома указанная
организация принимает на свой расчетный счет платежи от населения за
коммунальные услуги и плату за содержание и ремонт
данного жилого помещения.
В соответствии со
ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и
коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает
в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату
за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и
капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также плату за
коммунальные услуги.
Собственники жилых домов несут расходы на
их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с
договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды
деятельности.
Плата за коммунальные услуги включает в
себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение,
электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в
баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при
наличии печного отопления).
При этом наниматели
жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений
государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме,
управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят плату за
содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой
управляющей организации (п. 4 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, управляющая организация
обязана принимать на свой расчетный счет платежи за коммунальные услуги,
которые вносятся членами товарищества собственников жилья и впоследствии
перечисляются управляющей организацией юридическим лицам, предоставляющим
данные услуги.
В соответствии с п. 1 ст. 346.15
Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) организации при
применении упрощенной системы налогообложения должны включать в состав доходов,
учитываемых при определении объекта налогообложения по единому налогу, доходы
от реализации товаров (работ, услуг), реализации имущества и имущественных прав
и внереализационные доходы. Указанные доходы определяются соответственно исходя
из положений ст. ст. 249 и 250 Кодекса.
Согласно ст. 249 Кодекса доходом от
реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как
собственного производства, так и ранее приобретенных, и выручка от реализации
имущественных прав. Выручка от реализации определяется исходя
из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы,
услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной
формах.
Учитывая, что реализацию коммунальных
услуг осуществляют коммунальные организации, управляющая организация,
принимающая на основании заключенного договора технического обслуживания жилого
дома на свой расчетный счет платежи от населения за коммунальные услуги, не
учитывает вышеназванные платежи при исчислении налоговой базы по единому налогу
в качестве доходов.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
А.И.ИВАНЕЕВ
14.11.2005