Проблемная ситуация: Организация (МУП), оказывающая
услуги по перевозке пассажиров городским транспортом, на балансе которой
находятся медпункты, столовые, профилакторий, объекты жилищного хозяйства,
общежитие, база отдыха, детский лагерь и учебный центр, просит разъяснить
порядок формирования налоговой базы по налогу на прибыль организаций в
следующем случае.
Медпункты, столовые, база отдыха и
профилакторий организации реализуют свои услуги как
своим работникам, так и на сторону. Некоторые услуги медпунктов и базы отдыха
предоставляются работникам организации на безвозмездной основе. При этом
содержание медпунктов с целью обеспечения нормальных условий труда и
предотвращения аварийных ситуаций на транспорте обусловлено требованиями
законодательства РФ. Они осуществляют установленный законом предрейсовый
контроль водителей городского транспорта, оказывают первую неотложную
медицинскую помощь на производстве, осуществляют обязательные предварительные и
периодические медосмотры работников, подверженных влиянию вредных факторов на
производстве.
У организации имеются лицензии на
осуществление санаторно-курортной деятельности и на оказание медицинских услуг.
В связи с вышеизложенным
просим разъяснить следующее.
Какой статьей Налогового кодекса РФ
следует руководствоваться при формировании налогооблагаемой базы по налогу на
прибыль в отношении медпунктов, столовых, профилактория и базы отдыха? Можно ли
их деятельность признать одними из видов деятельности организации и учитывать
их доходы и расходы в общеустановленном порядке?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 14 ноября 2005 г. N 03-03-04/4/86
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу определения налоговой
базы по налогу на прибыль организаций налогоплательщиками, осуществляющими
деятельность, связанную с использованием обслуживающих производств и хозяйств,
и сообщает следующее.
Из письма следует,
что на балансе организации, оказывающей услуги по перевозке пассажиров
городским транспортом, находятся различные объекты обслуживающих производств и
хозяйств, в том числе медпункты, которые осуществляют установленный законом предрейсовый контроль водителей городского транспорта,
оказывают первую неотложную помощь на производстве, осуществляют обязательные
предварительные и периодические медосмотры работников, подверженных влиянию
вредных факторов на производстве, а также реализуют свои услуги сторонним
лицам.
Налогоплательщики, в состав которых
входят обособленные подразделения, осуществляющие деятельность, связанную с
использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, определяют
налоговую базу по указанной деятельности отдельно от налоговой базы по иным
видам деятельности в порядке, установленном ст. 275.1 Налогового кодекса
Российской Федерации (далее - Кодекс).
Перечень объектов, признаваемых
обслуживающими производствами и хозяйствами, объектами жилищно-коммунального
хозяйства и объектами социально-культурной сферы в целях гл. 25 Кодекса,
установлен ст. 275.1 Кодекса. При этом, по нашему
мнению, факт оказания услуг подразделениями и службами ЖКХ и
социально-культурной сферы одновременно и своим работникам, и сторонним лицам
не является квалифицирующим в признании соответствующих объектов объектами
обслуживающих производств и хозяйств.
Полагаем, что если вышеуказанные объекты
прямо указаны в ст. 275.1 Кодекса как объекты обслуживающих производств и
хозяйств, то вне зависимости от того, оказываются ли услуги через такие объекты как своим работникам, так и сторонним лицам либо
только сторонним лицам, налогообложение должно производиться с учетом
требований ст. 275.1 Кодекса.
Перечисленные в письме объекты,
числящиеся на балансе организации, поименованы в ст. 275.1 Кодекса в качестве
объектов обслуживающих производств и хозяйств, и, следовательно, налоговая база
по деятельности организации, связанной с использованием данных объектов,
определяется отдельно в соответствии с положениями ст. 275.1 Кодекса.
Что касается расходов на содержание
медпунктов, дополнительно необходимо учитывать следующее.
Единой номенклатурой государственных и
муниципальных учреждений здравоохранения, утвержденной Приказом Минздрава
России от 03.06.2003 N 229, в системе здравоохранения в качестве
самостоятельных учреждений не предусмотрены такие подразделения, как
медицинский пункт или здравпункт.
Вместе с тем ст. ст. 212 и 213 Трудового
кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность работодателя по
обеспечению безопасных условий и охраны труда - недопущение работников к
исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских
осмотров, в частности это относится к работникам, занятым на производствах,
связанных с движением транспорта.
Кроме того, Федеральный закон от
10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" обязывает
юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих на территории
Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных
средств, организовывать и проводить с привлечением работников органов
здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры.
Следовательно, организации, обязанные в
соответствии с установленным законодательством порядком осуществлять
медицинское освидетельствование водителей, вправе открывать медпункты, входящие
в состав их организации.
Согласно пп. 7
п. 1 ст. 264 Кодекса расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по
технике безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а
также расходы, связанные с содержанием помещений и инвентаря здравпунктов,
находящихся непосредственно на территории организации, относятся к прочим
расходам, связанным с производством и реализацией.
Учитывая изложенное, полагаем, что в
состав расходов, связанных с производством и реализацией, уменьшающих налоговую
базу по налогу на прибыль по основному виду деятельности организации, могут
быть включены затраты на содержание медпункта, находящегося непосредственно на
территории организации, в той их части, которая относится к деятельности
медпунктов, обусловленной требованиями законодательства.
Налоговая база в отношении иной
деятельности медпунктов определяется отдельно в соответствии с требованиями ст.
275.1 Кодекса.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
А.И.ИВАНЕЕВ
14.11.2005