Текст письма опубликован
"Журнал руководителя и главного бухгалтера
ЖКХ", 2006, N 2 (ч. II)
Проблемная ситуация: О компетенции налоговых органов
при проведении мероприятий налогового контроля.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 15 ноября 2005 г. N 03-02-07/1-304
В соответствии с п.
1 ст. 82 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговый
контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей
компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений
налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов, проверки данных
учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения
дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных Кодексом.
Согласно пп. 2
и 3 п. 1 ст. 32 Кодекса налоговые органы обязаны осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах,
принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, а также вести в установленном
порядке учет организаций и физических лиц.
Налоговые органы вправе осуществлять контроль за соблюдением порядка постановки на учет в
налоговом органе, а также принимать решения о привлечении к ответственности за
нарушение срока постановки на учет и за уклонение от постановки на учет в
налоговом органе, в том числе без проведения налоговых проверок.
Статьей 31 Кодекса
определено, что налоговые органы вправе требовать от налогоплательщика или
налогового агента документы по формам, утвержденным государственными органами и
органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты
(удержания и перечисления) налогов, а также пояснения и документы,
подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и
перечисления) налогов (пп. 1 п. 1 ст. 31 Кодекса).
Налоговые органы
вправе проводить налоговые проверки в порядке, установленном Кодексом, а также
вызывать на основании письменного уведомления налогоплательщиков, плательщиков
сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием,
перечислением) ими налогов либо в связи с налоговой проверкой и в иных случаях,
связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах (пп. 2 и 4 п. 1 ст. 31 Кодекса).
Налоговые органы также вправе осматривать
(обследовать) любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо
связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их
нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории
(пп. 6 п. 1 ст. 31 Кодекса).
Согласно п. 2 ст. 91 Кодекса должностные
лица налоговых органов, непосредственно проводящие налоговую проверку, могут
производить осмотр используемых для осуществления предпринимательской
деятельности помещений налогоплательщика либо осмотр объектов налогообложения
для определения соответствия фактических данных об указанных объектах
документальным данным, представленным налогоплательщиком в порядке,
предусмотренном ст. 92 Кодекса.
Пунктом 2 ст. 92 Кодекса установлено, что
осмотр документов и предметов вне рамок выездной налоговой проверки
допускается, если документы и предметы были получены должностным лицом
налогового органа в результате ранее произведенных действий по осуществлению
налогового контроля или при согласии владельца этих предметов на проведение их
осмотра.
Порядок истребования документов
должностными лицами налоговых органов, проводящими налоговые проверки,
регламентируется ст. 93 Кодекса.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
А.И.ИВАНЕЕВ
15.11.2005