Проблемная ситуация: ОАО нефтехимическое предприятие
просит разъяснить.
Федеральным законом
от 06.06.2005 N 58-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового
кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской
Федерации о налогах и сборах" внесены изменения в гл. 25 НК РФ, вступающие
в силу с 1 января 2006 г. При этом часть изменений распространяется на
взаимоотношения, возникшие с 1 января 2005 г. Одно из них касается перечня прямых расходов на производство и реализацию (ст. 318 НК РФ),
согласно которому налогоплательщик самостоятельно определяет в учетной политике
для целей налогообложения перечень прямых расходов, связанных с производством
товаров (выполнением работ, оказанием услуг).
При этом указано, что к прямым расходам
могут быть отнесены, в частности, материальные затраты, расходы на оплату труда
и ЕСН, суммы начисленной амортизации. То есть прямого указания на
обязательность отнесения именно этих статей затрат в Налоговом кодексе не
предусмотрено, поскольку формулировка "могут быть" носит лишь
рекомендательный характер.
Особенности производственного процесса
ОАО таковы, что только материальные затраты и затраты на энергоресурсы носят
непосредственно прямой характер в формировании себестоимости продукции, суммы
же начисленной амортизации и расходы на оплату труда фактически постоянны, связаны
с выпуском нескольких видов продукции и, соответственно, являются косвенными и
подлежат распределению между видами выпускаемой продукции.
По этой причине было принято, что учет
затрат на производство и калькулирование
себестоимости продукции ОАО будет осуществляться по системе
"директ-костинг" с разделением всех затрат на
условно-переменные и условно-постоянные.
При этом к условно-переменным затратам
будут отнесены: сырье и вспомогательные материалы, катализаторы, энергетика,
полуфабрикаты, потребление которых напрямую зависит от объемов производства
того или другого материала (продукции) и имеет четко выраженную расходную норму
на единицу выпускаемой продукции, определяемой (калькулируемой) ежемесячно.
Все остальные условно-постоянные затраты
будут отражаться по дебету счета 26 "Общехозяйственные расходы". В
конце периода все условно-постоянные затраты данного периода будут списываться
на себестоимость реализованной продукции (счет 90 "Продажи").
Эта методология была закреплена в учетной
политике ОАО для целей бухгалтерского учета.
Просим дать разъяснения, правомерно ли в
целях экономии трудовых и временных ресурсов, сближения налогового и
бухгалтерского учета, учитывая только рекомендательный характер предлагаемых
ст. 318 НК РФ затрат, закрепить в учетной политике ОАО для целей
налогообложения перечень прямых расходов аналогично их перечню для целей
бухгалтерского учета?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 17 ноября 2005 г. N 03-03-04/1/377
Департамент налоговой и таможенно-тарифной
политики рассмотрел письмо по вопросу определения в целях налогообложения
прибыли состава прямых расходов и сообщает следующее.
Федеральный закон
от 06.06.2005 N 58-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового
кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской
Федерации о налогах и сборах" внес изменения в ст. 318 Налогового кодекса
Российской Федерации (далее - Кодекс), которые вступили в силу с 14.07.2005 и
распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 г.
Так, согласно п. 1 ст. 318 Кодекса для
целей гл. 25 Кодекса расходы на производство и реализацию, осуществленные в
течение отчетного (налогового) периода, подразделяются на:
1) прямые;
2) косвенные.
К прямым расходам
могут быть отнесены, в частности:
материальные затраты, определяемые в
соответствии с пп. 1 и 4 п. 1 ст. 254 Кодекса;
расходы на оплату труда персонала,
участвующего в процессе производства товаров, выполнения работ, оказания услуг,
а также суммы единого социального налога и расходы на обязательное пенсионное
страхование, идущие на финансирование страховой и накопительной частей трудовой
пенсии, начисленные на указанные суммы расходов на оплату труда;
суммы начисленной амортизации по основным
средствам, используемым при производстве товаров, работ, услуг.
Налогоплательщик самостоятельно
определяет в учетной политике для целей налогообложения перечень прямых
расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием
услуг).
Таким образом, перечень прямых расходов,
установленных п. 1 ст. 318 Кодекса, является приблизительным. Причем
налогоплательщик вправе установить в своей учетной политике иной состав прямых
расходов, отличный от предлагаемого Кодексом.
При рассмотрении данного вопроса важным
является положение, изложенное в ст. 313 Кодекса, согласно которому изменение
порядка учета отдельных хозяйственных операций и (или) объектов в целях
налогообложения осуществляется налогоплательщиком в случае изменения
законодательства о налогах и сборах или применяемых методов учета. Решение о
внесении изменений в учетную политику для целей налогообложения при изменении применяемых
методов учета принимается с начала нового налогового периода, а при изменении
законодательства о налогах и сборах - не ранее чем с момента вступления в силу
изменений норм указанного законодательства.
Таким образом, налогоплательщик вправе с
15.07.2005 внести изменения в учетную политику для целей налогообложения на
2005 - 2006 гг., в которой может установить перечень расходов, относимых к прямым, отличный от того, который предлагается ст. 318
Кодекса.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
А.И.ИВАНЕЕВ
17.11.2005