Проблемная ситуация: У организации в результате
комплекса совершаемых сделок купли-продажи товаров из-за задержки оплаты
товаров контрагентами возникает потребность в дополнительном финансировании. В
связи с неопределенностью срока поступления выручки привлечение кредитов и
займов, как правило, нецелесообразно. Наиболее приемлемым вариантом в подобном
случае является финансирование под уступку денежного требования (факторинг),
предусмотренное гл. 43 ГК РФ.
Однако анализ арбитражной практики по
данному вопросу показывает, что налоговые органы крайне негативно относятся к
операциям факторинга, часто считая их схемой ухода от налогообложения.
Так, в частности, инспекции ссылаются на
отсутствие экономической обоснованности расходов, поскольку прибыль от сделок,
под которые осуществлялось финансирование, значительно меньше суммы
вознаграждения, уплачиваемого банку по договору факторинга.
В результате этого налогоплательщика
признают недобросовестным и налагают санкции за нарушение налогового
законодательства.
Просим разъяснить, правомерно ли
учитывать в целях налогообложения прибыли расходы по привлечению
дополнительного финансирования путем заключения договоров факторинга. В каком
порядке должны учитываться данные расходы?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 29 ноября 2005 г. N 03-03-04/1/380
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу экономической
обоснованности расходов организации в виде вознаграждений банку по сделке
финансирования под уступку денежного требования и сообщает следующее.
В соответствии со
ст. 824 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору финансирования
под уступку денежного требования одна сторона (финансовый агент) передает или
обязуется передать другой стороне (клиенту) денежные средства в счет денежного
требования клиента (кредитора) к третьему лицу (должнику), вытекающего из
предоставления клиентом товаров, выполнения им работ или оказания услуг
третьему лицу, а клиент уступает или обязуется уступить финансовому агенту это денежное требование.
По Гражданскому кодексу Российской
Федерации договор финансирования под уступку денежного требования является
возмездным договором и предполагает возмещение клиентом финансовому агенту
определенного договором денежного вознаграждения.
Как правило, финансовый агент оказывает
клиенту услуги путем передачи денежных средств под уступку денежных требований
клиента к третьим лицам (должникам) в размере суммы денежных требований
клиента, т.е. за 100 процентов. При этом клиент оплачивает услуги финансового
агента, которые заключаются в анализе текущего состояния денежных требований к
должникам и контроле за своевременностью их оплаты, а
также иные финансовые услуги, связанные с денежными требованиями, ставшими
предметом уступки.
Согласно ст. 252 Налогового кодекса
Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщик уменьшает полученные
доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в
ст. 270 Кодекса).
Расходами для целей налогообложения
прибыли признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты,
осуществленные налогоплательщиком при условии, что они произведены для
осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Под обоснованными расходами в целях
налогообложения прибыли понимаются экономически оправданные затраты, оценка
которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами
понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
Таким образом,
расходы по оплате услуг финансового агента по осуществлению факторинговых
операций могут быть учтены в составе прочих расходов, если они связаны с
производством и реализацией товаров (работ, услуг), или в составе
внереализационных расходов, непосредственно не связанных с производством и
реализацией, если эти услуги экономически оправданы в связи с осуществлением
деятельности, направленной на получение дохода.
Так, в частности, расходы в виде
фиксированного сбора за обработку одной поставки, по мнению Департамента,
организация должна учитывать в составе прочих расходов, связанных с
производством и (или) реализацией, в соответствии с пп.
25 п. 1 ст. 264 Кодекса как расходы на оплату услуг банка.
В отношении комиссии за факторинговое обслуживание - процентов от суммы
счета-фактуры (за административное управление задолженностью) и комиссии за
предоставление денежных средств клиенту фактором в
рамках факторингового обслуживания за каждый день с
момента выплаты финансирования до дня поступления соответствующих денежных
средств на счета фактора - процентов от суммы финансирования сообщаем
следующее.
Таким образом, если организация-клиент
должна согласно заключенному договору возвратить банку
ранее перечисленную ей сумму в случае непогашения должником дебиторской
задолженности, а плата за факторинговое обслуживание
исчисляется в установленном заранее порядке от суммы, ранее перечисленной на
счет организации-клиента, то представляется возможным рассматривать
обязательства организации по факторинговому договору
в качестве долговых и, соответственно, выраженную в процентах плату за факторинговое обслуживание как обычную плату за пользование
денежными средствами, аналогичную процентам по договору займа, кредита, иным
долговым обязательствам.
В соответствии со ст. 265 Кодекса к
внереализационным расходам организации относятся, в частности, расходы в виде
процентов по долговым обязательствам любого вида, в том числе процентов,
начисленных по ценным бумагам и иным обязательствам, выпущенным (эмитированным)
налогоплательщиком с учетом особенностей, предусмотренных ст. 269 Кодекса.
При этом расходом признаются проценты по
долговым обязательствам любого вида вне зависимости от характера
предоставленного кредита или займа (текущего и (или) инвестиционного). Расходом
признается только сумма процентов, начисленных за фактическое время пользования
заемными средствами (фактическое время нахождения указанных ценных бумаг у
третьих лиц), и доходности, установленной эмитентом (ссудодателем).
В соответствии с п.
1 ст. 269 Кодекса расходом признаются проценты, начисленные по долговому
обязательству любого вида, при условии, что размер начисленных
налогоплательщиком по долговому обязательству процентов существенно не
отклоняется от среднего уровня процентов, взимаемых по долговым обязательствам,
выданным в том же квартале (месяце - для налогоплательщиков, перешедших на
исчисление ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной
прибыли) на сопоставимых условиях. Под
долговыми обязательствами, выданными на сопоставимых условиях, понимаются
долговые обязательства, выданные в той же валюте на те
же сроки в сопоставимых объемах, под аналогичные обеспечения. При определении
среднего уровня процентов по межбанковским кредитам принимается во внимание
информация только о межбанковских кредитах. Данное положение применяется также
к процентам в виде дисконта, который образуется у векселедателя как разница
между ценой обратной покупки (погашения) и ценой продажи векселя.
При этом существенным отклонением размера
начисленных процентов по долговому обязательству считается отклонение более чем
на 20 процентов в сторону повышения или в сторону понижения от среднего уровня
процентов, начисленных по аналогичным долговым обязательствам, выданным в том
же квартале на сопоставимых условиях.
При отсутствии долговых обязательств,
выданных в том же квартале на сопоставимых условиях, а также по выбору
налогоплательщика предельная величина процентов, признаваемых расходом,
принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской
Федерации, увеличенной в 1,1 раза, - при оформлении долгового обязательства в
рублях и равной 15 процентам - по долговым обязательствам в иностранной валюте.
Таким образом, расходы в виде процентов,
начисленных в вышеуказанном порядке за предоставление банком в пользование
организации средств на определенный срок и на условиях возвратности,
учитываются в составе внереализационных расходов согласно пп.
2 п. 1 ст. 265 Кодекса с учетом положений ст. 269 Кодекса.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
А.И.ИВАНЕЕВ
29.11.2005