Проблемная ситуация: С 01.01.2005 МУП применяет
упрощенную систему налогообложения, объект налогообложения - доходы.
С 01.07.2005 в связи с ликвидацией ДЕЗ
функции по сбору коммунальных платежей с населения были переданы МУП. При этом
доход МУП не превысил 15 млн руб. в год, остаточная
балансовая стоимость основных средств не превысила 100 млн руб., численность
работников не увеличилась.
В коммунальные платежи входит плата за
содержание и текущий ремонт жилого фонда, с которой МУП уплачивает НДС, а также
плата за вывоз мусора и обслуживание лифтов, которая после поступления
перечисляется организациям, оказывающим соответствующие услуги.
Просим разъяснить следующие вопросы:
1) вправе ли МУП применять УСН, а также
уплачивать НДС с коммунальных платежей за содержание и ремонт жилого фонда;
2) включаются ли в состав доходов при
исчислении единого налога платежи за вывоз мусора и обслуживание лифтов.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 30 ноября 2005 г. N 03-11-04/2/142
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу перехода на упрощенную
систему налогообложения муниципальным унитарным предприятием и сообщает
следующее.
Согласно пп. 14
п. 3 ст. 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) не
могут применять упрощенную систему налогообложения организации, в которых доля
непосредственного участия других организаций составляет более 25 процентов. В
данном случае напрямую разделено долевое участие других организаций.
Пунктом 1 ст. 113
Гражданского кодекса Российской Федерации и ст. 2 Федерального закона от
14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных
предприятиях" предусматривается, что имущество унитарного предприятия
принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного
управления, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям,
паям), в том числе между работниками унитарного предприятия.
Органы государственной власти управляют
государственной собственностью и осуществляют от имени Российской Федерации и
субъектов Российской Федерации права собственника в отношении имущества,
входящего в состав государственной собственности.
В соответствии с Решением ВАС РФ от
19.11.2003 N 12358/03 муниципальное образование не может быть признано
организацией в том смысле, в котором ст. 11 Кодекса использует указанный
термин. Следовательно, пп. 14 п. 3 ст. 346.12 Кодекса
не содержит препятствий для применения муниципальными унитарными предприятиями
упрощенной системы налогообложения.
Таким образом, муниципальные унитарные
предприятия при соблюдении ограничений, установленных гл. 26.2 Кодекса, вправе
применять упрощенную систему налогообложения.
Если доходы от реализации, остаточная
стоимость основных средств и численность работников не превышает установленных
гл. 26.2 Кодекса предельных величин, то муниципальное унитарное предприятие
может применять упрощенную систему налогообложения.
Следует также иметь в виду, что согласно
п. 2 ст. 346.11 Кодекса налогоплательщики, применяющие упрощенную систему
налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную
стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в
соответствии с Кодексом при ввозе товаров на таможенную территорию Российской
Федерации.
Поэтому организация не должна уплачивать
указанный налог и, соответственно, счета на оплату квартплаты должны
выставляться квартиросъемщикам без налога на добавленную стоимость.
При этом платежи квартиросъемщиков за
вывоз мусора и обслуживание лифта, поступающие на счет организации и
перечисляемые в дальнейшем организациям, оказывающим соответствующие услуги, в
состав доходов не включаются, поскольку организация не оказывает услуги по
вывозу мусора и обслуживанию лифтов. Указанные платежи населения не являются
доходами от реализации организации.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
А.И.ИВАНЕЕВ
30.11.2005