Проблемная ситуация: В 2002 г. банком, находящимся в
г. Москве, было открыто обособленное подразделение в г. Электростали, которое
приказом банка ликвидировано с 14 февраля 2005 г. и снято с налогового учета 18
марта 2005 г.
Согласно нормам ст. 288 НК РФ начиная с
отчетного периода, в котором было ликвидировано обособленное подразделение,
удельный вес остаточной стоимости амортизируемых основных средств и
среднесписочной численности работников не может быть определен, поскольку на
конец отчетного периода по закрытому обособленному подразделению такие данные
отсутствуют.
В соответствии со
ст. 286 НК РФ и Письмом ФНС России от 16.12.2004 N 02-0-10/01/7@ "О
порядке исчисления и уплаты ежемесячных авансовых платежей налога на прибыль
организаций в I квартале 2005 года" ежемесячные авансовые платежи за I
квартал 2005 г. начисляются и уплачиваются на основании расчета за 9 месяцев
2004 г.
Согласно Письму
Управления МНС России по г. Москве от 07.10.2003 N 26-08/55260 "Об
исчислении и уплате платежей по налогу на прибыль организациями, имеющими в
своем составе обособленные подразделения" ежемесячные авансовые платежи по
ликвидированному обособленному подразделению за отчетный период, в котором
обособленное подразделение было ликвидировано, начисляются и уплачиваются в
соответствующий бюджет по месту нахождения организации-налогоплательщика.
Согласно указанным
разъяснениям банк уплачивал авансовые платежи в соответствующий бюджет по месту
нахождения обособленного подразделения в г. Электростали за январь и февраль
2005 г. (за период до снятия с налогового учета), а 28 марта 2005 г. уплатил
всю сумму авансовых платежей I квартала, причитающихся по обособленному
подразделению в г. Электростали, в бюджет г. Москвы. В декларации по налогу на прибыль за I квартал 2005 г. авансовые
платежи по закрытому подразделению учтены как начисленные по месту нахождения
банка в г. Москве, налоговая база по ликвидированному подразделению не
определялась, расчет в г. Электросталь не представлялся.
Таким образом, банк дважды исполнил
обязанности по уплате авансовых платежей по налогу на прибыль, уплатив налоги в
бюджет Московской области и г. Москвы.
Просьба разъяснить, как правильно
исполнить обязанности налогоплательщика при закрытии подразделения организации
в I квартале отчетного года. Какие документы должны представляться в налоговые
органы по месту нахождения ликвидированного обособленного подразделения для
возврата авансовых платежей налогоплательщику, если в соответствии с нормами
ст. 288 НК РФ налоговая декларация представлена быть не может, так как
отсутствуют данные для определения доли причитающейся на данное подразделение
прибыли?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 7 декабря 2005 г. N 03-03-04/2/132
Департамент налоговой и таможенно-тарифной
политики рассмотрел письмо по вопросу о порядке уплаты налога на прибыль
организаций в случае ликвидации обособленного подразделения и сообщает
следующее.
Порядок представления налоговой
декларации, исчисления и уплаты авансовых платежей налога на прибыль для
организаций, имеющих в своем составе обособленные подразделения, установлен ст.
ст. 286 и 288 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
В случаях, когда в
течение налогового периода обособленные подразделения ликвидируются, при
определении причитающихся к уплате в бюджет субъекта Российской Федерации
авансовых платежей по налогу на прибыль по месту нахождения обособленных
подразделений, а также при заполнении Приложений N N
5 и 5а к листу 02 Декларации по налогу на прибыль организаций (далее -
Декларация) следует учитывать следующее.
При ликвидации обособленного
подразделения после представления в налоговые органы соответствующих Деклараций
за последний отчетный период налогоплательщик вправе представить уточненные
Декларации. В уточненных Декларациях по ликвидированному обособленному
подразделению снимаются ежемесячные авансовые платежи, исчисленные на квартал,
в котором произошла ликвидация обособленного подразделения, и одновременно
увеличиваются эти платежи по организации без входящих в нее обособленных
подразделений.
Учитывая, что
Декларации составляются нарастающим итогом с начала года, в целях правильного
распределения прибыли по организации без обособленных подразделений и входящим
в ее состав обособленным подразделениям налоговая база в целом по организации
за последующие отчетные периоды и текущий налоговый период, подлежащая
распределению, должна быть определена без учета налоговой базы ликвидированного
обособленного подразделения в размере, исчисленном и отраженном в Декларации за отчетный период, предшествующий кварталу, в котором оно было
ликвидировано.
Следовательно, по ликвидированному
обособленному подразделению за отчетные периоды, следующие за последним
отчетным периодом до ликвидации, в Приложении N 5а к листу 02 Декларации
заполняются только строки 040, 090, 110, 130 и 190. Данные этих строк
сохраняются без изменения в течение последующих отчетных периодов и за
налоговый период (при условии, что за последующие отчетные периоды и за
налоговый период в целом по организации налоговая база превышала ее размер за
отчетный период до ликвидации обособленного подразделения). Строка 170
Приложения N 5а заполняется в случае, если на квартал, в котором ликвидировано
обособленное подразделение, ему были исчислены ежемесячные авансовые платежи и
уточненные Декларации не представлялись.
В Декларациях, представляемых в налоговый
орган по месту постановки на учет организации (головной организации), в
Приложении N 5 к листу 02 в графе 5 указываются показатели в целом по организации
без данных по ликвидированным обособленным подразделениям.
В случае, когда
налоговая база в целом по организации (строка 020 графы 3 Приложения N 5 к
листу 02 Декларации) нарастающим итогом с начала года снижается по сравнению с
предыдущим отчетным периодом, в котором действовали ликвидированные
впоследствии обособленные подразделения, подлежит уменьшению ранее исчисленный
налог на прибыль как в целом по организации, так и по обособленным
подразделениям, включая ликвидированные обособленные подразделения. Для этого организация сначала определяет налоговую базу по
ликвидированным обособленным подразделениям исходя из размера долей,
определенных за последний отчетный период, в котором они действовали. Например,
за I квартал налоговая база организации составляла 1000 единиц, доля налоговой
базы по ликвидированным в апреле обособленным подразделениям была определена в
размере 20% и составляла 200 единиц. За I полугодие налоговая база по
организации уменьшилась по сравнению с налоговой базой за I квартал и составила
300 единиц. По ликвидированным обособленным подразделениям она составит 60
единиц (20% от 300).
Далее налоговая база организации за I
полугодие уменьшается на размер уточненной налоговой базы по ликвидированным
подразделениям (300 - 60 = 240). Оставшаяся налоговая база (240 единиц)
принимается за 100% и распределяется между организацией без обособленных
подразделений и действующими обособленными подразделениями.
Если же организацией за I полугодие
получен убыток, то вся начисленная за этот период сумма авансовых платежей
налога на прибыль (включая ежемесячные авансовые платежи) подлежит уменьшению,
в том числе и в доле, приходящейся на ликвидированное обособленное
подразделение.
Кроме того, необходимо иметь в виду, что
после снятия организации с учета в налоговом органе в связи с ликвидацией
обособленного подразделения уточненные налоговые
Декларации и Декларации за последующие отчетные (налоговые) периоды по этому
обособленному подразделению представляются в налоговый орган по месту учета
налогоплательщика (головной организации).
Вопрос о зачете (возврате) налога,
излишне уплаченного по месту нахождения ликвидированного обособленного
подразделения, должен рассматриваться налоговым органом, на учете в котором
состоит налогоплательщик (юридическое лицо - головная организация).
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
А.И.ИВАНЕЕВ
07.12.2005