Проблемная ситуация: Организация является
собственником нескольких зданий. Основным видом деятельности является сдача
нежилых помещений в аренду с правом субаренды.
По договору аренды организация передает
все здания в аренду нескольким крупным арендаторам.
Основными обязанностями крупных
арендаторов являются:
- оптимальное использование этих
площадей;
- осуществление мероприятий, направленных
на поддержание их в исправном состоянии;
- осуществление правопорядка в зданиях;
- работа с мелкими арендаторами:
заключение договоров субаренды с индивидуальными предпринимателями и
юридическими лицами, распределение площадей между субарендаторами: на
обособленные секции, в которых обслуживаются покупатели, торговые места без
зала обслуживания и т.п.
Организация, являясь собственником этих
зданий, не обладает информацией, каким образом крупные арендаторы сдают в
аренду субарендаторам указанные секции и торговые места. Кроме того, в разные
периоды количество как торговых мест, так и указанных
секций, сданных арендаторами в субаренду, может меняться. В связи с этим
возникают два вопроса.
1. Подпадает ли в данной ситуации с 1
января 2006 г. деятельность организации под ЕНВД на основании пп. 13 п. 2 ст. 346.26 НК РФ, ведь фактически предметом
договора аренды являются нежилые помещения с указанием литер объекта, его
местонахождения и площади? Кроме того, в технических паспортах указано
назначение зданий - торговая деятельность.
2. Возникает ли у арендаторов обязанность
начисления ЕНВД по переданным в субаренду обособленным секциям, в которых есть
площади для обслуживания посетителей? То есть подпадает ли данный вид
деятельности под пп. 13 п. 2 ст. 346.26 НК РФ?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 13 декабря 2005 г. N 03-11-04/3/171
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу применения положений
главы 26.3 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный
доход для отдельных видов деятельности" Налогового кодекса Российской
Федерации (далее - Кодекс) в отношении предпринимательской деятельности по
предоставлению недвижимого имущества в аренду и сообщает следующее.
С 1 января 2006 г.
согласно новой редакции п. 2 ст. 346.26 Кодекса, который дополнен пп. 13, на систему налогообложения в виде единого налога на
вмененный доход может переводиться деятельность в сфере оказания услуг по
передаче во временное владение и (или) пользование стационарных торговых мест,
расположенных на рынках и в других местах торговли, не имеющих залов
обслуживания посетителей.
При этом под торговым местом согласно ст.
346.27 Кодекса следует понимать место, используемое для совершения сделок
купли-продажи.
Таким образом, здание, сооружение и
другие аналогичные объекты не могут быть признаны стационарным торговым местом
для целей применения единого налога на вмененный доход в отношении указанного в
пп. 13 п. 2 ст. 346.26 Кодекса вида
предпринимательской деятельности.
Согласно ситуации, изложенной в письме,
организация является собственником нескольких зданий. Основным видом
деятельности является сдача в аренду указанных зданий с правом субаренды
крупным арендаторам.
Учитывая изложенное,
деятельность организации по передаче в аренду зданий с правом субаренды крупным
арендаторам с 1 января 2006 г. не подлежит переводу на систему налогообложения
в виде единого налога на вмененный доход.
На уплату единого налога на вмененный
доход могут переводиться организации и индивидуальные предприниматели,
осуществляющие предпринимательскую деятельность по оказанию услуг по передаче в
аренду стационарных торговых мест в местах организации торговли, не имеющих
торговых залов.
Статьей 346.27 Кодекса к стационарной
торговой сети, не имеющей торговых залов, отнесены крытые рынки (ярмарки),
торговые комплексы, киоски и другие аналогичные объекты. К ней относятся также
автовокзалы, железнодорожные вокзалы, административные и учебные здания,
поликлиники и другие объекты, имеющие стационарные торговые места.
Деятельность по передаче во временное
владение и (или) пользование стационарных торговых мест в указанных
стационарных объектах может переводиться на уплату единого налога на вмененный
доход. Это относится и к передаче во временное владение и (или) пользование
торговых мест, расположенных в культурных и (или) выставочных центрах, на время
проведения в них выставок, ярмарок и других мероприятий.
Также могут переводиться на уплату
единого налога на вмененный доход рынки и торговые центры, осуществляющие
передачу во временное владение и (или) пользование конструктивно обособленных
торговых секций, не отнесенных правоустанавливающими и инвентаризационными
документами к магазинам и павильонам.
Обращаем внимание на то, что если в
аренду хозяйствующим субъектам передаются стационарные торговые места с правом
передачи их в субаренду, единый налог на вмененный доход должны уплачивать и
сама организация-арендодатель, и лица, арендующие торговые места с целью их передачи
в субаренду.
Если торговые места в отдельные дни не
будут использоваться и оплата за период их неиспользования арендаторами не
будет производиться, то в соответствии с новой редакцией ст. 346.29 Кодекса
налоговая база по единому налогу на вмененный доход может быть скорректирована
коэффициентом К2, учитывающим фактический период
времени осуществления деятельности.
При этом в случае,
если в переданных в аренду стационарных торговых местах правоустанавливающими и
инвентаризационными документами выделены залы обслуживания посетителей, то в
соответствии со ст. 346.27 Кодекса указанные объекты относятся к стационарной
торговой сети, имеющей залы обслуживания посетителей, и подлежат
налогообложению в соответствии с общим режимом.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
А.И.ИВАНЕЕВ
13.12.2005