Проблемная ситуация: ООО приобрело в 2004 г. объекты
недвижимого имущества, расположенные в г. Протвино Московской области. Ранее
указанные объекты недвижимого имущества находились в федеральной собственности.
После возникновения права собственности на объекты недвижимости ООО обратилось в Администрацию г. Протвино с просьбой о
предоставлении в аренду земельных участков.
Для оформления арендных отношений были
выполнены необходимые работы по кадастровой съемке и формированию
землеустроительных дел. После завершения указанных работ глава г. Протвино
издал постановления о предоставлении в аренду ООО
земельных участков, где устанавливались сроки аренды с момента возникновения у
общества права собственности на объекты недвижимого имущества.
В соответствии со ст. 1 Закона РФ "О
плате за землю" использование земли в РФ является платным. Арендаторы
земельных участков не облагаются ежегодным земельным налогом, так как за земли,
переданные в аренду, взимается арендная плата. Таким образом, поскольку ООО было признано арендатором, оно не должно было
представлять в налоговый орган декларацию по земельному налогу и уплачивать
земельный налог.
Однако указанные выше постановления о
предоставлении земельных участков в аренду были отменены главой города в
октябре 2005 г.
Просим дать разъяснения, должно ли ООО производить оплату земельного налога при отсутствии
правоустанавливающих документов на земельные участки, занятые объектами
недвижимого имущества, ранее находившимися в федеральной собственности.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 14 декабря 2005 г. N 03-06-02-04/107
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики по вопросу уплаты земельного налога сообщает
следующее.
В соответствии со ст. 1 Закона Российской
Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" использование
земли в Российской Федерации является платным. Собственники земли,
землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным
земельным налогом.
Согласно п. 1 ст. 552 Гражданского
кодекса Российской Федерации по договору продажи здания, сооружения или другой
недвижимости покупателю одновременно с передачей права собственности на такую
недвижимость передаются права на ту часть земельного участка, которая занята
этой недвижимостью и необходима для ее использования.
Как следует из представленных материалов,
договор аренды земельных участков между ООО и Администрацией г. Протвино не был
заключен, в связи с тем что постановления главы г.
Протвино о передаче в аренду земельных участков, на которых расположены объекты
недвижимости, принадлежащие ООО, изданы без учета положения Постановления
Правительства Московской области от 02.04.2003 N 163/11.
Принимая во
внимание судебную практику по вопросам, связанным с уплатой земельного налога в
соответствии с Законом Российской Федерации "О плате за землю",
согласно которой отсутствие документа о праве пользования землей не может
служить основанием для освобождения от уплаты налога на землю (Постановления
Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.01.2002 N
7486/01 и от 14.10.2003 N 7644/03), полагаем, что ООО является налогоплательщиком
земельного налога в отношении земельных участков, на которых расположены
объекты недвижимого имущества, принадлежащие ему и ранее находившиеся в
федеральной собственности.
Одновременно
обращаем внимание, что в соответствии с Правилами распоряжения земельными
участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения
государственной собственности на землю, утвержденными Постановлением
Правительства Российской Федерации от 07.08.2002 N 576, в случае приобретения
объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности,
решение о приватизации земельных участков, на которых расположены объекты
недвижимого имущества, приобретенные в собственность гражданами и юридическими
лицами, принимается Министерством
имущественных отношений Российской Федерации (его территориальными органами).
В настоящее время на основании Положения
о Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом, утвержденного
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2004 N 691,
правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений
осуществляет Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Н.А.КОМОВА
14.12.2005