Проблемная ситуация: Страховая организация просит дать
разъяснения по вопросу формирования налоговой базы по налогу на прибыль.
Страховая организация осуществляет
обязательное страхование авиапассажиров в соответствии с Указом Президента
Российской Федерации от 07.07.1992 N 750 "Об обязательном личном
страховании пассажиров". В соответствии со структурой тарифной ставки по
данному виду страхования отчисления в резерв предупредительных мероприятий
составляют 80% от брутто-ставки. Средства из указанного резерва расходуются на
мероприятия по предупреждению несчастных случаев на воздушном транспорте.
Вправе ли страховая организация учитывать
в составе внереализационных расходов обоснованные и документально
подтвержденные затраты в виде расходов средств из резерва предупредительных
мероприятий на основании пп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 19 декабря 2005 г. N 03-03-04/3/19
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и сообщает следующее.
В соответствии со
ст. 26 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации
страхового дела в Российской Федерации" (далее - Закон) для обеспечения
выполнения принятых страховых обязательств страховщики в порядке и на условиях,
установленных законодательством Российской Федерации, образуют из полученных
страховых взносов необходимые для предстоящих страховых выплат страховые
резервы по личному страхованию, имущественному страхованию и страхованию
ответственности.
В аналогичном порядке страховщики вправе
создавать резервы для финансирования мероприятий по предупреждению несчастных
случаев, утраты или повреждения застрахованного имущества (РПМ).
Из указанной нормы следует, что РПМ не предназначен для осуществления страховых выплат и не
относится к страховым резервам. Кроме того, согласно ст. ст. 25 и 26 Закона РПМ
не является элементом финансовой устойчивости страховщика и создание РПМ не
обязательно. Данные положения Закона отражают существо страхования.
Исходя из изложенного, применение для РПМ
режима налогообложения, который установлен для страховых резервов (принятие к
вычету указанных страховых резервов при определении налогооблагаемой базы),
необоснованно, что и предусмотрено нормами гл. 25 Налогового кодекса Российской
Федерации.
Необходимо также отметить, что в целях
налогообложения расходы на финансирование предупредительных мероприятий не
могут учитываться и в составе других обоснованных внереализационных расходов
страховых организаций, определенных пп. 20 п. 1 ст.
265 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку, как это отмечалось
выше, эти расходы не связаны с выполнением страховщиком страховых обязательств.
Письмо Министерства финансов Российской
Федерации от 15.04.2002 N 24-00/КП-51 устанавливает, что непризнание отчислений
на финансирование предупредительных мероприятий расходом страховых организаций
для целей налогообложения не лишает их права при условии включения таких
отчислений в состав страхового тарифа производить и учитывать их в качестве
расходных статей при формировании прибыли. Это обусловлено тем, что порядок
формирования финансового результата регулируется нормативными документами по бухгалтерскому
учету и отчетности, а не Налоговым кодексом Российской Федерации.
Учитывая изложенное,
РПМ, сформированный страховой организацией, не должен уменьшать налоговую базу
по налогу на прибыль.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Н.А.КОМОВА
19.12.2005