Проблемная ситуация: Просим дать разъяснения по
следующим вопросам применения Налогового кодекса РФ в части налогообложения
игорного бизнеса.
Согласно ч. 2 ст. 366 НК РФ каждый объект
налогообложения (игровые автоматы) подлежит регистрации в налоговом органе по
месту установки этого объекта налогообложения не позднее
чем за два рабочих дня до даты установки каждого объекта налогообложения. Аналогичным
образом налогоплательщик обязан зарегистрировать в налоговом органе любое
изменение количества объектов налогообложения.
При выездных и камеральных налоговых
проверках налоговые органы производят доначисление налогов на том основании,
что налог уплачен не с даты регистрации игрового
автомата, а с даты его установки. В связи с изложенным
прошу разъяснить следующее.
Правомерно ли доначисление налоговыми
органами налога на игорный бизнес с даты регистрации
игровых автоматов в ФНС России, а не с даты установки?
Каким способом документировать для
налоговых органов дату установки игровых автоматов (ввод в эксплуатацию), если
они подлежат регистрации в налоговом органе не позднее
чем за два рабочих дня (т.е. можно зарегистрировать и за месяц) до установки?
Является ли нарушением ч. 3 ст. 366 НК РФ
сдача в ремонт на завод зарегистрированных игровых автоматов без снятия их с
налогового учета при условии полной уплаты налога за налоговый период?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 23 декабря 2005 г. N 03-06-05-07/41
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о порядке исчисления налога на
игорный бизнес и сообщает следующее.
В соответствии со ст. 364 гл. 29
"Налог на игорный бизнес" Налогового кодекса Российской Федерации
(далее - Кодекс) игорный бизнес - это предпринимательская деятельность,
связанная с извлечением организациями или индивидуальными предпринимателями
доходов в виде выигрыша и (или) платы за проведение азартных игр, не являющаяся
реализацией товаров, работ или услуг.
Организатором игорного заведения
признается организация или индивидуальный предприниматель, которые осуществляют
в сфере игорного бизнеса деятельность по организации азартных игр, за
исключением азартных игр на тотализаторе.
Глава 29 Кодекса не содержит четкой нормы
о моментах возникновения к прекращения
обязанности по уплате налога на игорный бизнес.
В связи с этим
следует отметить, что согласно п. 1 ст. 38 Кодекса объектами налогообложения
могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество,
прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных
услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую
характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о
налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.
В соответствии со ст. 41 Кодекса доходом
признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в
случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно
оценить, и определяемая в соответствии с главами части второй Кодекса.
Принимая во внимание изложенное и
учитывая ст. 44 Кодекса, полагаем, что организатор игорного заведения
становится плательщиком налога на игорный бизнес с того момента, когда он начал
осуществлять деятельность в сфере игорного бизнеса и получать экономическую
выгоду в виде дохода.
По нашему мнению, наличие
зарегистрированных, но не используемых в целях получения дохода объектов
налогообложения не приводит к возникновению дохода и, следовательно, не влечет
обязанности по уплате налога на игорный бизнес. Соответственно, и момент
прекращения обязанности по уплате налога на игорный бизнес также связан с
отсутствием деятельности в сфере игорного бизнеса. Указанная позиция подтверждается
рядом судебных решений по данному вопросу (Постановление ФАС Центрального
округа от 26.01.2005 N А48-4855/04-13, Постановление ФАС Северо-Западного
округа от 31.01.2005 N А56-17264/2004, Постановление ФАС Волго-Вятского округа
от 18.03.2005 N А38-6015-17/784-2004 и др.).
Одновременно сообщаем, что по вопросам
исчисления налога на игорный бизнес в случае временного приостановления
предпринимательской деятельности в сфере игорного бизнеса было сообщено в
Письме Минфина России от 12.12.2005 N 03-06-05-07/39.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
А.И.ИВАНЕЕВ
23.12.2005