Проблемная ситуация: В состав филиала ОАО, помимо
подразделений, деятельность которых связана с перевозочным процессом, входят
также подразделения социальной сферы. Это театрально-концертные залы, дворцы и
дома культуры (в том числе расположенные на нескольких земельных участках:
непосредственно под дворцом культуры, танцплощадкой и помещением личной
гигиены), пансионаты с лечением, санатории-профилактории.
Кроме того, у некоторых подразделений на
балансе имеются летние театры, центры культуры, детские оздоровительные лагеря,
физкультурно-спортивные комплексы, стадионы (в том числе здания и сооружения),
используемые по назначению.
Согласно п. п. 4 и 10 ст. 12 Закона РФ от
11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" от уплаты земельного налога
освобождаются учреждения здравоохранения, культуры, физической культуры и
спорта, спортивно-оздоровительной направленности, детские оздоровительные
учреждения и т.п.
Понятие "учреждение" дано в
части первой Гражданского кодекса РФ, введенной в действие с 01.01.1995. Таким
образом, на момент установления данной льготы Законом РФ от 11.10.1991 N 1738-1
понятие "учреждение" не было определено.
Кроме того, в Законе прямо не указано на
то, что данной льготой вправе пользоваться только организации, обладающие
статусом юридического лица, поэтому, по нашему мнению, в данном случае нет
оснований для применения понятия "учреждение", данного в ст. 120 ГК
РФ.
На основании
вышеизложенного вправе ли филиал ОАО и его подразделения социальной
направленности, а также подразделения, имеющие на балансе летние театры, центры
культуры, детские оздоровительные лагеря, физкультурно-спортивные комплексы,
стадионы, используемые по назначению, воспользоваться освобождением от уплаты
земельного налога согласно п. п. 4 и 10 ст. 12 Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1
"О плате за землю" за земельные участки, находящиеся в пользовании этих структурных подразделений?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 23 декабря 2005 г. N 03-06-02-04/110
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу освобождения от уплаты
земельного налога и сообщает следующее.
В соответствии со ст. 65 Земельного
кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации
является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог
и арендная плата.
С 1 января 2005 г.
вступила в силу гл. 31 "Земельный налог" Налогового кодекса
Российской Федерации (далее - Кодекс), согласно которой земельный налог
устанавливается в качестве местного налога, вводится в действие и прекращает
действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами
представительных органов муниципальных образований (законами городов
федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и обязателен к уплате на
территории этих муниципальных образований
(субъектов Российской Федерации).
Указанной главой Кодекса определен
перечень категорий налогоплательщиков, освобождаемых от уплаты земельного
налога. При этом льгот для учреждений здравоохранения, культуры, искусства и
иных аналогичных учреждений не предусмотрено.
Вместе с тем нормы гл. 31 Кодекса не
исключают возможности предоставления дополнительных налоговых льгот. Так, п. 2
ст. 387 Кодекса предусмотрено, что при установлении земельного налога
нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных
образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга)
могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения,
включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных
категорий налогоплательщиков.
В соответствии со
ст. 3 Федерального закона от 29.11.2004 N 141-ФЗ "О внесении изменений в
часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие
законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу
отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской
Федерации" при принятии представительными органами муниципальных
образований (законодательными (представительными) органами государственной
власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) нормативных правовых актов (законов) о введении на соответствующих территориях с
1 января 2005 г. земельного налога в соответствии с гл. 31 Кодекса Закон
"О плате за землю", за исключением ст. 25, не применяется.
Таким образом, на тех территориях, где с
1 января 2005 г. не введен земельный налог в соответствии с гл. 31 Кодекса,
исчисление и уплата земельного налога осуществляются на основании Закона
Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" (далее
- Закон "О плате за землю").
Согласно ст. 1 Закона "О плате за
землю" налогоплательщиками земельного налога признаются собственники
земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов.
Статьей 12 Закона "О плате за
землю" установлены категории налогоплательщиков, освобождаемые от уплаты
земельного налога. Так, на основании п. п. 4 и 10 ст. 12
Закона "О плате за землю" от уплаты земельного налога освобождаются,
в частности, учреждения здравоохранения, финансируемые за счет средств
соответствующих бюджетов либо за счет средств профсоюзов, детские
оздоровительные учреждения, а также учреждения культуры, физической культуры и
спорта, туризма, спортивно-оздоровительной направленности и спортивные
сооружения независимо от источников финансирования.
Основанием для применения вышеуказанных
льгот является использование земельного участка в определенных целях. Таким
образом, льготы, предусмотренные п. п. 4 и 10 ст. 12 Закона "О плате за
землю", предоставляются в целях стимулирования развития учреждений
здравоохранения, культуры, искусства и иных аналогичных учреждений вне
зависимости от их организационно-правовых форм.
Учитывая изложенное,
организации, на балансе которых находятся действующие объекты
санаторно-курортного или оздоровительного профиля, а также объекты культуры,
физической культуры и спорта, являющиеся структурными подразделениями данных
организаций, не имеющими статуса юридического лица, вправе воспользоваться
льготой по земельному налогу. Данная позиция отражена, в частности, в
Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от
20.04.2004 N 14771/03 и ряде Постановлений федеральных арбитражных судов
(например, в Постановлении ФАС Московского округа от 22.09.2005 N
КА-А40/8929-05, ФАС Волго-Вятского округа от 23.06.2003 N А29-496/03А).
Одновременно сообщаем, что согласно п. 2
ст. 2 Федерального закона от 29.11.2004 N 141-ФЗ с 1 января 2006 г. Закон
"О плате за землю" признается утратившим силу и
взимание земельного налога будет осуществляться на всей территории
Российской Федерации на основании гл. 31 "Земельный налог" Кодекса.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
А.И.ИВАНЕЕВ
23.12.2005