Проблемная ситуация: Просим разъяснить следующие
вопросы. На какие виды земельных участков, занятых государственными
автомобильными дорогами общего пользования, распространяются льготы по
земельному налогу, установленные п. 2 ст. 395 НК РФ? Каков порядок учета и налогообложения
налогом на имущество организаций имущества казны муниципального образования, не
закрепленного в хозяйственном ведении и оперативном управлении государственных
и муниципальных унитарных предприятий и организаций?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 23 декабря 2005 г. N 03-06-01-02/42
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и по затронутым в нем вопросам об
освобождении земельных участков, занятых государственными автомобильными
дорогами общего пользования, от уплаты земельного налога и о налогообложении
имущества, отнесенного к категории казенного, налогом на имущество организаций
сообщает следующее.
В соответствии с п. 2 ст. 395 Налогового
кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) организации освобождаются от
налогообложения земельным налогом - в отношении земельных участков, занятых
государственными автомобильными дорогами общего пользования.
При применении
данной льготы следует учитывать, что согласно п. 1 Постановления Правительства
Российской Федерации от 24.12.1991 N 61 "О классификации автомобильных
дорог в Российской Федерации" к автомобильный дорогам общего пользования
относятся внегородские автомобильные дороги, которые являются государственной
собственностью Российской Федерации и подразделяются на: дороги общего
пользования, являющиеся федеральной собственностью, - федеральные дороги; дороги субъектов Российской Федерации, относящиеся соответственно к
собственности субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 2 Федерального закона от
10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" дорога -
обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных
средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога
включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути,
тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.
При этом в соответствии с международной
Конвенцией "О дорожном движении" заключенной в Вене 8 ноября 1968 г.
и ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29.04.1974 N
5938-VIII, неотъемлемой частью дороги является полоса отвода автомобильных
дорог.
Учитывая изложенное,
освобождению от налогообложения в соответствии с п. 2 ст. 395 Кодекса подлежат
земельные участки, занятые государственными автомобильными дорогами общего
пользования, включая проезжую часть дороги, разделительные полосы, пути,
тротуары, обочины, полосу отвода автомобильных дорог.
В отношении вопроса, связанного с
налогообложением имущества казны, Департамент, с учетом заключения Департамента
бюджетной политики, сообщает следующее.
Имущество казны субъекта Российской
Федерации (муниципального образования) следует учитывать на балансе
исполнительного органа государственной власти (местного самоуправления), на
который возложены функции управления и распоряжения государственным
(муниципальным) имуществом, в том числе имуществом казны субъекта Российской
Федерации (муниципального образования).
Объекты муниципальной казны следует
отражать и учитывать на балансе Комитета по управлению имуществом на
соответствующих счетах аналитического учета счета 010000000 "Нефинансовые
активы" в порядке, установленном Приказом Минфина России от 26.08.2004 N
70н "Об утверждении Инструкции по бюджетному учету", регулирующим
порядок ведения бухгалтерского учета имущества в бюджетных организациях.
Согласно п. 1 ст.
374 Кодекса объектом налогообложения по налогу на имущество организаций для
российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая
имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или
доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на
балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным
порядком ведения бухгалтерского учета.
Следовательно,
объекты муниципальной казны, учитываемые на счете 010000000 в качестве основных
средств, впредь до их закрепления в соответствии с п. 4 ст. 214 Гражданского
кодекса Российской Федерации за государственными предприятиями и учреждениями в
форме оперативного управления или хозяйственного ведения, будут являться
объектом налогообложения налогом на имущество организаций у исполнительного
органа государственной власти (местного самоуправления), на который возложены
функции управления и распоряжения
государственным (муниципальным) имуществом.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
А.И.ИВАНЕЕВ
23.12.2005