Проблемная ситуация: Банк специализируется на услугах
по выдаче потребительских кредитов физическим лицам. В
соответствии с Положением о порядке формирования кредитными организациями
резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней
задолженности, утвержденным ЦБ РФ 26.03.2004 N 254-П, формирует резервы, исходя
из критериев однородности, по портфелю однородных ссуд, а также в
индивидуальном порядке.
Банком разработаны методика оценки
качества кредитного портфеля потребительских кредитов, принципы формирования
резервов на возможные потери и порядок списания нереальных для взыскания ссуд за счет сформированного под них резерва. ЦБ РФ
предусмотрел списание нереальных для взыскания ссуд за счет резерва при
соблюдении кредитной организацией следующих требований:
- несоблюдение заемщиком обязательств в
течение года;
- наличие актов уполномоченных
госорганов, доказывающих невозможность взыскания;
- решение уполномоченного органа
кредитной организации.
В отношении некоторых заемщиков банка,
имеющих просроченную задолженность по кредитам, вынесены судебные приказы по
взысканию задолженности, имеются исполнительные листы о взыскании, по некоторым
заемщикам имеются акты о невозможности взыскания задолженности, постановления
об окончании исполнительного производства по результатам работы судебных
приставов-исполнителей ввиду отсутствия должника, денег, имущества.
Ссуды, по которым банк получил акты
органов государственной власти о невозможности взыскания, в соответствии с
внутренним порядком банка признаны нереальными для взыскания, и банк готов
приступить к процедуре списания нереальной для взыскания задолженности за счет
резерва в соответствии с Положением N 254-П и внутренним документом банка.
Имеет ли банк право в целях гл. 25 НК РФ
списать нереальные для взыскания ссуды физических лиц за счет резерва на
возможные потери по ссудам, по которым имеются акты судебных органов о
невозможности взыскания и решения уполномоченных органов кредитной организации
по списанию этих ссуд?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 26 декабря 2005 г. N 03-03-04/2/137
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу формирования резервов
на возможные потери по ссудам и сообщает следующее.
В соответствии с п. 1 ст. 292 Налогового кодекса
Российской Федерации (далее - Кодекс) суммы отчислений в резервы на возможные
потери по ссудам, сформированные в порядке, установленном Центральным банком
Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О Центральном
банке Российской Федерации (Банке России)", признаются расходом с учетом
ограничений, предусмотренных указанной статьей.
С 1 августа 2004 г. вступило в силу
Положение от 26.03.2004 N 254-П "О порядке формирования кредитными
организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной
к ней задолженности" (далее - Положение), утвержденное Центральным банком
Российской Федерации.
Указанным Положением установлен порядок
формирования резервов по портфелю однородных ссуд, который применяется в целях
ст. 292 Кодекса.
Пунктом 2.3
Положения за кредитной организацией закреплена обязанность отражения во
внутренних документах процедуры принятия и исполнения решений по списанию с
баланса кредитной организации нереальных для взыскания ссуд, т.е. ссуд, в
отношении которых кредитной организацией предприняты все необходимые и
достаточные юридические и фактические действия по их взысканию, а также по
реализации прав, вытекающих из наличия обеспечения по ссуде (реализация залога, обращение требования к гаранту (поручителю), и проведение
дальнейших действий по взысканию ссуды либо по реализации прав, вытекающих из
наличия обеспечения по ссуде, юридически невозможны и (или) когда
предполагаемые издержки кредитной организации будут выше получаемого
результата, включая указания на документы и (или) акты уполномоченных
государственных органов, необходимые и достаточные для принятия решения о
списании ссуды с баланса кредитной организации.
Таким образом, в случае соблюдения банком
указанных требований Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики
считает возможным списание указанной ссудной задолженности за счет сумм
сформированного резерва на возможные потери по ссудам, по ссудной и
приравненной к ней задолженности в порядке, предусмотренном положениями ст. 292
Кодекса.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
А.И.ИВАНЕЕВ
26.12.2005