Проблемная ситуация: В организации работают
иностранные сотрудники. Заработную плату они получают в соответствии с Указом
Президента Российской Федерации от 16.12.1993 N 2146 "Об утверждении
Положения о привлечении и использовании в РФ иностранной рабочей силы".
Соответственно, оклады сотрудников и начисленный на
них ЕСН уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль.
Часто бывает так, что разрешение на
привлечение иностранной рабочей силы переоформляется и
следующее разрешение начинает действовать через некоторое время после истечения
срока действия старого. То есть складывается ситуация, когда срок старого
истек, а новое еще не оформлено. За этот период таким работникам начисляются
заработная плата и ЕСН. Могут ли такие расходы в этот период уменьшать
налоговую базу по налогу на прибыль?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 26 декабря 2005 г. N 03-03-04/1/444
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу признания в целях
налогообложения прибыли заработной платы и единого социального налога,
уплаченного за иностранного работника в тот период времени, когда такие
работники работают без оформленного на них разрешения на привлечение
иностранной рабочей силы, и сообщает следующее.
Согласно ст. 255
Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в расходы
налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в
денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления к надбавки,
компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда,
премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с
содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства
Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
Пункт 1 ст. 255 Кодекса определяет, что к
расходам на оплату труда в целях настоящей главы относятся, в частности, суммы,
начисленные по тарифным ставкам, должностным окладам, сдельным расценкам или в
процентах от выручки в соответствии с принятыми у налогоплательщика формами и
системами оплаты труда.
В том случае, если иностранный гражданин
осуществляет трудовую деятельность в российской организации на основании
трудового договора, работодатель на основании п. 1 ст. 255 Кодекса вправе
отнести расходы по оплате труда этого работника в состав расходов на оплату
труда. При этом для целей налогообложения не важно, имеется ли у работодателя
разрешение на привлечение и использование труда иностранного работника.
Что касается вопроса об обложении таких
выплат единым социальным налогом, сообщаем следующее.
В соответствии с п.
1 ст. 236 Кодекса объектом налогообложения единым социальным налогом для
налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам, признаются выплаты и
иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по
трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение
работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых
индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.
Согласно п. 3 ст. 236 Кодекса
вышеуказанные выплаты и иные вознаграждения не признаются объектом
налогообложения единым социальным налогом, если у
налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам,
уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном
(налоговом) периоде.
Учитывая то, что расходы по выплатам,
производимым российской организацией в пользу иностранного гражданина по
трудовому договору за период, в котором у организации не было разрешения на
привлечение иностранной рабочей силы, уменьшают налоговую базу по налогу на
прибыль организаций, данные выплаты подлежат обложению единым социальным
налогом в общеустановленном порядке.
Суммы единого социального налога,
уплаченного в отношении данных выплат, при налогообложении прибыли в
соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 264 Кодекса относятся к
прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
А.И.ИВАНЕЕВ
26.12.2005