Проблемная ситуация: ЗАО является ведущим российским
производителем бытовой техники. С целью стимулирования продаж бытовой техники
компания планирует в 2006 г. выплачивать премии своим клиентам за выполнение
ими определенных условий договоров поставок без изменений цен единицы товара.
В соответствии с изменениями, внесенными
Федеральным законом от 06.06.2005 N 58-ФЗ в ст. 265 Налогового кодекса РФ, с
2006 г. премии, выплачиваемые продавцом покупателю вследствие выполнения
определенных условий договора, в частности объема покупок, относятся к
внереализационным расходам.
В Письме Минфина России от 15.09.2005 N
03-03-04/1/190 уже рассматривался вопрос относительно последних изменений в НК
РФ, в том числе говорилось о необходимости применения положений ст. 40 НК РФ
только в случае, когда скидки не предоставляются отдельно, а снижают цену
товара.
В случае когда
премии выплачиваются отдельно и в результате цена на единицу товара не
меняется, должна ли организация учитывать положения ст. 40 НК РФ применительно
к выплачиваемым премиям? А именно учитываются ли и если да, то
каким образом премии при определении фактических цен товаров?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 26 декабря 2005 г. N 03-03-04/1/445
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу применения в целях
налогообложения прибыли ст. 40 Налогового кодекса Российской Федерации в случае
предоставления скидок без изменения цены товара и сообщает следующее.
В том случае, если продавец предоставляет
скидку или премию покупателю без изменения цены единицы товара,
организация-продавец производит пересмотр суммы задолженности покупателя по
договору купли-продажи, то есть освобождает покупателя от имущественной
обязанности оплатить приобретенные ценности в размере установленного в договоре
процента от общей суммы проданных покупателю товаров.
Такая скидка на основании ст. ст. 572 и
574 Гражданского кодекса Российской Федерации должна рассматриваться в качестве
освобождения от имущественной обязанности перед продавцом, что является
безвозмездной передачей той части товара, которая не оплачена покупателем.
Премию, выплаченную продавцом покупателю за достижение определенных
обстоятельств, оговоренных договором купли-продажи, также следует рассматривать
как безвозмездно переданное имущество. В таком случае в соответствии с п. 16
ст. 270 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) сумма скидки
или премии не может быть учтена в уменьшение налоговой базы по налогу на
прибыль организаций.
При этом п. 17 ст.
1 Федерального закона от 06.06.2005 N 58-ФЗ "О внесении изменений в часть
вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторое другие
законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" определяет,
что с 1 января 2006 г. к внереализационным расходам относятся расходы в виде
премии (скидки), выплаченной (предоставленной) продавцом покупателю вследствие
выполнения определенных условий договора, в частности объема покупок.
Таким образом, с 1 января 2006 г.
налогоплательщик - продавец товаров, выплачивающий (предоставляющей)
покупателям премии (скидки) вследствие выполнения определенных условий договора
без изменения цены единицы товара, отражает сумму таких премий (скидок) в
составе внереализационных расходов.
При этом, ввиду того что в результате
предоставления такой скидки цена на единицу товара не изменяется, ст. 40
Кодекса применяется к цене товара, которая установлена договором купли-продажи,
без учета предоставленной скидки в виде прощения части задолженности покупателя
по оплате приобретенного имущества.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
А.И.ИВАНЕЕВ
26.12.2005