Проблемная ситуация: 1. В соответствии со ст. 389
Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектами
налогообложения земельным налогом признаются земельные участки, расположенные в
пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и
Санкт-Петербурга).
При этом налоговая база определяется как
кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 1 января года,
являющегося налоговым периодом.
В соответствии со
ст. 396 Кодекса органы, осуществляющие ведение государственного земельного
кадастра, и органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на
недвижимое имущество и сделок с ним, обязаны предоставлять в налоговые органы
сведения о земельных участках и лицах, на которых зарегистрировано право
собственности, право постоянного (бессрочного) пользования или право
пожизненного наследуемого владения на данные земельные участки.
Как показывает практика, при установлении
административных границ муниципальных образований, которые были образованы в
соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", не
учитывалось кадастровое деление территорий Российской Федерации. В результате
чего возникают ситуации, когда земельные участки разделяются административными
границами муниципальных образований на несколько частей.
В соответствии с Правилами присвоения
кадастровых номеров земельным участкам, утвержденными Постановлением
Правительства Российской Федерации от 06.09.2000 N 660, земельному участку (в
том числе указанному единому землепользованию) присваивается один кадастровый
номер в зависимости от кадастрового деления территории Российской Федерации,
который никак не учитывает административное деление. При этом кадастровая
стоимость определяется именно для земельного участка в целом.
Каков порядок определения налоговой базы
и исчисления сумм земельного налога, подлежащих уплате в бюджет конкретного
муниципального образования, в отношении земельного участка (единого
землепользования), расположенного на территории нескольких образований?
2. Главой 31 Кодекса (пп.
1 п. 1 ст. 394) предельная ставка в размере 0,3 процента установлена для
земельных участков, предоставленных для жилищного строительства (в том числе
предоставленных в собственность).
Однако из этого следует, что предельная
ставка для земельных участков, приобретенных в собственность, может
рассматриваться как установленная пп. 2 п. 1 ст. 394
Кодекса в размере 1,5 процента.
Кроме того, ст. 396 Кодекса (п. п. 15 и
16) также установлен особый порядок исчисления земельного налога в отношении
земельных участков, приобретенных в собственность физическими и юридическими
лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, путем
применения повышающих коэффициентов к установленным ставкам в период
проектирования и строительства.
Вместе с тем в соответствии с Земельным
кодексом Российской Федерации земельные участки могут
как приобретаться в собственность, так и предоставляться в собственность
физических и юридических лиц из государственной или муниципальной
собственности.
Просим дать разъяснения в отношении
применения налоговых ставок по земельным участкам, предоставленным
(приобретенным) для жилищного строительства.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 27 декабря 2005 г. N 03-06-02-02/108
Министерство финансов Российской
Федерации рассмотрело письмо и по поставленным в нем вопросам сообщает
следующее.
1. По вопросу уплаты земельного налога в
отношении земельных участков, расположенных на территории нескольких
муниципальных образований.
В соответствии со ст. 389 Налогового
кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) объектом
налогообложения земельным налогом признаются земельные участки, расположенные в
пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и
Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
На основании ст. 390 Налогового кодекса
налоговая база для исчисления земельного налога определяется как кадастровая
стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.
Согласно ст. 6 Земельного кодекса
Российской Федерации земельный участок как объект земельных отношений - это
часть поверхности земли, границы которой описаны и удостоверены в установленном
порядке.
Как показывает практика, при установлении
административных границ муниципальных образований, которые были образованы в
соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", не
учитывалось кадастровое деление территорий Российской Федерации. В результате
чего возникают ситуации, когда земельные участки разделяются административными
границами муниципальных образований на несколько частей.
Однако гл. 31 "Земельный налог"
Налогового кодекса не содержит положений, определяющих порядок определения
налоговой базы и исчисления земельного налога в отношении земельных участков,
расположенных на территории нескольких муниципальных образований.
В этой связи считаем, что при исчислении
земельного налога по земельным участкам, находящимся на территории нескольких
муниципальных образований, налоговая база должна определяться в отношении части
земельного участка, находящейся на территории соответствующего муниципального
образования, как доля кадастровой стоимости земельного участка,
пропорциональная доли площади, занимаемой земельным участком, на территории
соответствующего муниципального образования.
Для такого земельного участка земельный
налог исчисляется отдельно в отношении площади земельного участка, находящейся
на территории соответствующего муниципального образования.
Сумма земельного налога должна
определяться как произведение налоговой базы, рассчитанной для соответствующей
площади земельного участка, и налоговой ставки, установленной на территории
муниципального образования, где расположена данная площадь земельного участка.
Исчисленная в таком порядке сумма
земельного налога подлежит зачислению в бюджет соответствующего муниципального
образования.
2. По вопросу применения налоговых ставок
по земельному налогу в отношении земельных участков, предоставленных
(приобретенных) для жилищного строительства.
Статьей 394 Налогового кодекса для
исчисления земельного налога определены две предельные величины налоговых
ставок в размере 0,3 процента и 1,5 процента от налоговой базы, применяемые на
условиях, установленных данной статьей.
В частности, предельная величина
налоговой ставки в размере 0,3 процента применяется в отношении земельных
участков, предоставленных для жилищного строительства (в том числе
предоставленных в собственность).
Вместе с тем в соответствии с Земельным
кодексом Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) земельные участки
могут приобретаться в собственность, а также предоставляться в собственность
физическим и юридическим лицам из земель, находящихся в государственной или
муниципальной собственности.
Так, ст. 15 Земельного кодекса
установлено, что собственностью граждан и юридических лиц (частной
собственность) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическим
лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной
собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических
лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с Земельным
кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
На основании ст. 28 Земельного кодекса
предоставление земельных участков, находящихся в государственной или
муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц
осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность
граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях,
предусмотренных Земельным кодексом, федеральными законами и законами субъектов
Российской Федерации.
Принимая во внимание указанные положения
Земельного кодекса, полагаем, что при исчислении земельного налога положения
ст. 394 Налогового кодекса должны одинаково применяться в отношении земельных
участков, предоставленных или приобретенных для жилищного строительства.
Таким образом, считаем, что предельную
величину налоговой ставки земельного налога в размере 0,3 процента следует
применять в отношении земельных участков, как предоставленных, так и
приобретенных для жилищного строительства.
Кроме того, считаем, что аналогичный
подход следует применять при реализации положений п. п. 15 и 16 ст. 396
Налогового кодекса, предусматривающих применение повышающих коэффициентов при
исчислении земельного налога.
Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
М.А.МОТОРИН
27.12.2005