Проблемная ситуация: В связи с возникающими вопросами
банк просит дать разъяснения относительно представления уточненных налоговых
деклараций по единому социальному налогу и страховым взносам на обязательное
пенсионное страхование.
В соответствии с п. 1 ст. 237 Налогового
кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговая база по единому
социальному налогу определяется как сумма выплат и вознаграждений, начисленных
за налоговый период в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым
договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также
по авторским договорам.
Пунктом 3 ст. 243 Кодекса предусмотрено,
что в течение отчетного периода по итогам каждого календарного месяца
налогоплательщики производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по
налогу, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных с начала
налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки
налога.
В целях исчисления единого социального
налога ст. 242 Кодекса установлено, что дата осуществления выплат и иных
вознаграждений определяется как день начисления выплат и иных вознаграждений в
пользу работника (физического лица, в пользу которого осуществляются выплаты).
Следовательно, единый социальный налог и страховые взносы на обязательное
пенсионное страхование начисляются в том периоде, в котором была начислена
заработная плата либо часть заработной платы.
Кроме того, п. 5 Правил учета страховых
взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, утвержденных Постановлением
Правительства Российской Федерации от 12.06.2002 N 407, установлено, что суммы
страховых взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии включаются
в расчетный пенсионный капитал в тот период, в котором они фактически
поступили.
Таким образом, в случае возникновения
ситуаций, влекущих корректировку налоговой базы, в частности доначисление
работнику банка в текущем налоговом (отчетном) периоде выплат или иных
вознаграждений за прошлые налоговые (отчетные) периоды, следует
руководствоваться положениями ст. 242 Кодекса.
По мнению банка, доначисленные выплаты и иные вознаграждения формируют
налоговую базу по единому социальному налогу и базу по страховым взносам на
обязательное пенсионное страхование текущего отчетного периода, следовательно,
не являются ошибкой (искажением) в исчислении налоговой базы, относящейся к
прошлым налоговым (отчетным) периодам, и не являются основанием для проведения
перерасчета налоговых обязательств, предусмотренного ст. 54 Кодекса, а также для
представления уточненных налоговых
деклараций.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 28 декабря 2005 г. N 03-05-02-04/224
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу порядка учета в целях
налогообложения единым социальным налогом выплат, начисленных
налогоплательщиком в пользу физического лица в текущем налоговом периоде за
предыдущий налоговый период, и сообщает следующее.
В соответствии с п.
1 ст. 237 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговая
база налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам, определяется
как сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных налогоплательщиками за
налоговый период в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам,
предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по
авторским договорам.
Согласно ст. 242 Кодекса при исчислении
единого социального налога для налогоплательщиков - организаций и
индивидуальных предпринимателей, производящих выплаты в пользу физических лиц,
датой осуществления выплат и иных вознаграждений является день начисления
выплат и иных вознаграждений в пользу работника (физического лица, в пользу
которого осуществляются выплаты).
Пунктом 3 ст. 243
Кодекса предусмотрено, что в течение отчетного периода по итогам каждого
календарного месяца налогоплательщики производят исчисление ежемесячных
авансовых платежей по единому социальному налогу, исходя из величины выплат и
иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для налогоплательщиков -
физических лиц) с начала налогового периода до окончания соответствующего
календарного месяца, и ставки налога.
Таким образом, как правильно указано в
письме, выплаты, доначисленные организацией в текущем
налоговом периоде в пользу физического лица за прошедшие налоговые периоды,
подлежат включению в налоговую базу по единому социальному налогу текущего
налогового периода.
Кроме того, учитывая положения п. 2 ст.
10 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном
страховании в Российской Федерации", указанные выплаты также включаются в
базу для обложения страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование
текущего периода.
Учитывая изложенное, доначисление выплат
налогоплательщиками в текущем налоговом периоде в пользу физического лица за
прошедшие налоговые периоды не влечет за собой корректировку налоговой базы по
единому социальному налогу и базы для начисления страховых взносов на
обязательное пенсионное страхование и представления корректирующих деклараций за
прошедшие налоговые периоды.
Таким образом, по нашему мнению,
вышеупомянутое доначисление выплат не является ошибкой в исчислении налоговой
базы, относящейся к прошлому налоговому периоду, и, следовательно, не является
основанием для проведения перерасчета налоговых обязательств налогоплательщика,
предусмотренного ст. 54 Кодекса.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
А.И.ИВАНЕЕВ
28.12.2005