Проблемная ситуация: О праве налоговых органов
запрашивать у банков предусмотренные НК РФ документы и информацию, необходимые
для осуществления налогового и валютного контроля, и о праве банков не
исполнять указанные запросы, если в них отсутствует мотивировка необходимости
представления соответствующей информации либо содержится ненадлежащая
мотивировка, не связанная с целями и задачами налоговых органов.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 28 декабря 2005 г. N 03-02-07/1-350
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и сообщает следующее.
Согласно ст. 30 Налогового кодекса
Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговые органы действуют в пределах
своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Должностные лица налоговых органов обязаны действовать в строгом соответствии с
Кодексом и иными федеральными законами, реализовывать в пределах своей
компетенции права и обязанности налоговых органов (п. п. 1 и 2 ст. 33 Кодекса).
В соответствии со
ст. 6 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых
органах Российской Федерации" главными задачами налоговых органов являются
контроль за соблюдением налогового законодательства, за правильностью
исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет
государственных налогов и других платежей, установленных законодательством
Российской Федерации, а также валютный контроль, осуществляемый в соответствии
с валютным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами органов валютного
регулирования и данным Законом.
Пунктом 3 ст. 7 названного Закона
налоговым органам предоставлено право получать от
предприятий, учреждений, организаций (включая банки и иные финансово-кредитные
учреждения) справки, документы и копии с них, касающиеся хозяйственной
деятельности налогоплательщика и необходимые для правильного налогообложения.
В Определении Конституционного Суда
Российской Федерации от 14.12.2004 N 453-О указано, что в силу требований
Кодекса норма п. 3 ст. 7 Закона Российской Федерации "О налоговых органах
Российской Федерации" должна пониматься и применяться как не
противоречащая Кодексу.
В соответствии с п. 2 ст. 86 Кодекса
банки обязаны выдавать налоговым органам справки по операциям и счетам
организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без
образования юридического лица, в порядке, определяемом законодательством
Российской Федерации, в течение пяти дней после мотивированного запроса
налогового органа. Аналогичная обязанность кредитных организаций предусмотрена
ст. 26 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской
деятельности".
Статьей 87 Кодекса предусмотрено, что
если при проведении камеральных и выездных налоговых проверок у налоговых
органов возникает необходимость получения информации о деятельности
налогоплательщика (плательщика сбора), связанной с иными лицами, налоговым
органом могут быть истребованы у этих лиц документы, относящиеся к деятельности
проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора) (встречная проверка).
Следовательно, налоговые органы вправе
требовать от банков предусмотренные Кодексом документы и информацию,
необходимые для осуществления налогового и валютного контроля, мотивируя при
этом свой запрос.
В соответствии с
Письмом МНС России от 27.05.2004 N 24-2-02/410 при отсутствии в запросе
налогового органа мотивировки необходимости предоставления соответствующей
информации либо при наличии ненадлежащей мотивировки, не связанной с целями и
задачами налоговых органов, а также при отсутствии в запросе указания на
конкретный период, за который запрашивается информация, данные запросы
исполнению банками не подлежат.
Обращение направлено на заключение в ФНС
России и будет дополнительно рассмотрено после его представления.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
А.И.ИВАНЕЕВ
28.12.2005