Проблемная ситуация: Банк просит дать разъяснение
касательно отнесения расходов, связанных с содержанием и эксплуатацией
служебных автомобилей, к расходам, учитываемым при определении налоговой базы
по налогу на прибыль, на основании пп. 2 п. 1 и пп. 3 п. 2 ст. 253 и пп. 11 п. 1
ст. 264 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с требованиями гл. 25 НК
РФ при соблюдении положений ст. 252 НК РФ в состав расходов, учитываемых при
определении налоговой базы по налогу на прибыль, могут быть включены следующие расходы,
связанные с содержанием и эксплуатацией служебного автотранспорта:
- амортизационные отчисления - на
основании пп. 3 п. 2 ст. 253, п. 1 ст. 257, п. 1 ст.
256 НК РФ;
- расходы на ремонт, техническое
обслуживание - на основании пп. 2 п. 1 ст. 253 НК РФ;
- расходы на приобретение
горюче-смазочных материалов, плата за аренду земли, используемую под
автостоянки, - на основании пп. 11 п. 1 ст. 264 НК
РФ.
Указанные расходы принимаются банком к учету при определении налоговой базы по налогу на прибыль на основании
соответствующих документов.
Для определения пробега служебного
автотранспорта и подтверждения в том числе расходов на
бензин организацией разработана форма путевого листа с соблюдением требований
п. 2 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском
учете". Возможность разработки организацией формы путевого листа, отличной
от формы N 3 "Путевой лист легкового автомобиля", утвержденной
Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78, указана в Письме Минфина
России от 01.08.2005 N 03-03-04/1/117.
Правомерно ли учитывать расходы,
связанные с содержанием и эксплуатацией служебных автомобилей, в соответствии с
указанным порядком?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 11 января 2006 г. N 03-03-04/2/1
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета для целей
налогообложения расходов, связанных с содержанием и эксплуатацией служебных
автомобилей, и сообщает следующее.
В соответствии с пп.
11 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в
состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, включаются
расходы на содержание служебного транспорта, в том числе автомобильного. Причем
расходы, перечисленные в запросе, учитываются по служебному автотранспорту,
принадлежащему банку на праве собственности и относящемуся к амортизируемому
для целей налогообложения имуществу.
В отношении организации налогового учета
расходов на содержание служебного автотранспорта, принимаемых для целей
налогообложения прибыли, гл. 25 Кодекса не предусматривает особенности
оформления и формирования первичных документов.
В целях налогообложения в качестве
первичных документов, подтверждающих обоснованность произведенных расходов,
связанных с содержанием и эксплуатацией служебного автотранспорта, служат
первичные документы, используемые в бухгалтерском учете для учета указанных
затрат (в частности, путевые листы, талоны на ГСМ, кассовые чеки, акты
выполненных ремонтных работ и т.п.). При этом согласно Разъяснению Департамента
налоговой и таможенно-тарифной политики от 01.08.2005 N 03-03-04/1/117
организация вправе самостоятельно разработать форму путевого листа при условии,
что разработанный путевой лист будет содержать все реквизиты, предусмотренные
п. 2 ст. 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете".
Если банк осуществляет ремонт служебных
автомобилей, то расходы на ремонт учитываются в соответствии с положениями ст.
260 Кодекса.
Приобретение ГСМ и запасных частей для
служебных автомобилей учитывается в составе материальных расходов.
Если у банка отсутствует собственный
гараж для содержания служебных автомашин, то возникает необходимость либо
аренды гаражей у других организаций, либо пользоваться услугами платных
автостоянок.
При аренде гаражей у других организаций
или аренде земельных участков, используемых под автостоянки, необходимо
заключить договор аренды. В соответствии с положениями пп.
10 п. 1 ст. 264 Кодекса в состав прочих расходов, связанных с производством и
реализацией, относятся арендные платежи за арендуемое имущество.
Если банк пользуется услугами платных
автостоянок, то оплата производится наличными через подотчетное лицо. Выдача
наличных денежных средств подотчетному лицу из кассы осуществляется в
соответствии с правилами бухгалтерского учета согласно Порядку ведения кассовых
операций, утвержденному Банком России. Приказ руководства банка и авансовый
отчет подотчетного лица будут служить оправдательными документами при отнесении
расходов в уменьшении налоговой базы до налогу на
прибыль.
Расходы по оплате услуг платных автостоянок при наличии оформленных в соответствии с
требованиями бухгалтерского учета первичных оправдательных документов (кассовых
чеков, авансовых отчетов подотчетных лиц и т.п.) банк может отнести в
соответствии с пп. 11 п. 1 ст. 264 Кодекса к прочим расходам,
связанным с производством и реализацией, как расходы на содержание служебного
автотранспорта.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
А.И.ИВАНЕЕВ
11.01.2006