Проблемная ситуация: Возможно ли внесение изменений и
дополнений в действующее налоговое законодательство с целью регулирования
государственной поддержки малого предпринимательства путем приведения в
соответствие налогового законодательства с Указом Президента N 491 и Федеральным
законом N 88-ФЗ, т.к. по этой причине, в частности, сложилась ненормальная
ситуация с налогообложением фонда поддержки малого предпринимательства.
Облагаются ли НДС доходы, полученные
указанным фондом, от передачи заемных средств и выдачи поручительств за третьих
лиц?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 9 сентября 1996 г. N 04-07-02
Рассмотрев по поручению Правительства
Российской Федерации совместно с Федеральной налоговой службой России
содержание Вашего письма, Департамент налоговых реформ сообщает следующее.
Фонд поддержки малого предпринимательства
является некоммерческой организацией. Вместе с тем в соответствии со ст.118
Гражданского кодекса Российской Федерации некоммерческие организации вправе
заниматься предпринимательской деятельностью, доходы от которой облагаются
налогами в общеустановленном порядке.
Действующим в
настоящее время Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от
10.07.92 N 3255-1 "О некоторых вопросах налогового законодательства Российской
Федерации" установлено, что федеральные налоги (в том числе размеры их
ставок и налоговые льготы) в соответствии с Законом Российской Федерации
"Об основах налоговой системы в Российской Федерации" устанавливаются
только законодательными актами Российской Федерации, принимаемыми Верховным
Советом Российской Федерации в форме законов и постановлений по вопросам налогообложения, и нормативными актами
соответствующих органов, определяемыми этими законодательными актами. Изменение
режима налогообложения по указанным налогам осуществляется путем внесения
изменений и дополнений в действующий законодательный акт Российской Федерации
по конкретному налогу.
Кроме того, Законом Российской Федерации
"Об основах налоговой системы в Российской Федерации" запрещено предоставление
льгот отдельным категориям налогоплательщиков.
Что касается налога на добавленную
стоимость, то согласно Закону Российской Федерации "О налоге на
добавленную стоимость" от 06.12.91 N 1992-1 (с последующими изменениями и
дополнениями) от этого налога освобождены банковские операции, за исключением
операций по инкассации. При этом согласно ст.5 Федерального закона Российской
Федерации от 03.02.96 N 17-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон
Российской Федерации "О банках и банковской деятельности в РСФСР"
банковские операции имеет право осуществлять только кредитная организация на
основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской
Федерации. Кроме того, согласно ст.ст.368 и 819 Гражданского кодекса Российской
Федерации банковская гарантия и кредит могут быть предоставлены только банком
или кредитной организацией. Что касается выдачи поручительств за третьих лиц и
передачи заемных средств, то в соответствии с Гражданским кодексом Российской
Федерации (ст.ст.361 и 807) эти виды договоров могут осуществляться любой
организацией на безлицензионной основе. Оказание любых услуг с целью извлечения
доходов является коммерческой деятельностью, которая подлежит обложению налогом
на добавленную стоимость в соответствии с действующим законодательством.
Учитывая изложенное,
доходы, полученные Фондом поддержки малого предпринимательства от передачи
заемных средств и выдачи поручительств за третьих лиц, облагаются налогом на
добавленную стоимость в общеустановленном порядке.
09.09.96 Руководитель Департамента
налоговых реформ -
член Коллегии
А.И.ИВАНЕЕВ