Проблемная ситуация: ОАО просит дать разъяснения по
применению законодательства о налогах и сборах по вопросу, возникающему у
дочерних обществ (вкладчиков фонда) в связи с планируемым заключением договоров
негосударственного пенсионного обеспечения. Условия договора
предусматривают, что пенсионный фонд производит удержание 3% (трех процентов)
от суммы каждого перечисленного вкладчиком пенсионного взноса на формирование
имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда, и
покрытие административных расходов фонда, т.е. покрываются расходы на
собственную деятельность фонда по негосударственному пенсионному обеспечению в
соответствии со ст. 17 Федерального закона "О негосударственных пенсионных
фондах". Данные денежные средства не распределяются пенсионным
фондом на именные счета участников.
У дочерних компаний ОАО (вкладчиков)
возникает неопределенность в квалификации для целей налогообложения данных
платежей.
В соответствии со ст. 3 Федерального
закона "О негосударственных пенсионных фондах" пенсионным взносом
признаются денежные средства, уплачиваемые вкладчиком в пользу участника в
соответствии с условиями пенсионного договора. В соответствии с действующей
редакцией ст. 255 НК РФ расходом на оплату труда признаются начисления
работникам, в том числе в форме взносов работодателей по договорам
негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным в пользу работников,
при условии, что применяется пенсионная схема, предусматривающая учет
пенсионных взносов на именных счетах участников негосударственных пенсионных
фондов.
Ранее Минфин России высказывал мнение,
что в целях налогообложения прибыли при определении размера совокупной суммы
платежей работодателей по договорам пенсионного страхования учитывается вся
сумма взноса, несмотря на то что до 3% взносов
негосударственным пенсионным фондом может направляться на обеспечение уставной
деятельности фонда. Причем данное положение применялось как при учете взносов
на солидарных пенсионных счетах, так и при учете пенсионных взносов на именных
счетах участников.
Таким образом, правомерно ли признание
вкладчиком удержанных пенсионным фондом 3% от
пенсионного взноса расходом по налогу на прибыль?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 19 января 2006 г. N 03-03-04/1/46
Департамент налоговой и таможенно-тарифной
политики рассмотрел письмо и сообщает следующее.
Пунктом 7 ст. 1
Федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового
кодекса Российской Федерации" от 29.12.2004 N 204-ФЗ (далее - Закон)
внесены изменения в п. 16 ст. 255 Налогового кодекса Российской Федерации
(далее - Кодекс), согласно которым суммы платежей (взносов) работодателей по
договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным в пользу
работников с негосударственными пенсионными фондами, имеющими лицензии,
выданные в соответствии с законодательством
Российской Федерации, на ведение соответствующих видов деятельности в
Российской Федерации, относятся к расходам на оплату труда по договорам
негосударственного пенсионного обеспечения при условии применения пенсионной
схемы, предусматривающей учет пенсионных взносов на именных счетах участников
негосударственных пенсионных фондов, и (или) добровольного пенсионного
страхования при достижении участником и (или) застрахованным лицом пенсионных
оснований, предусмотренных законодательством Российской Федерации, дающих право
на установление пенсии по государственному пенсионному обеспечению и
(или) трудовой пенсии, и в течение периода действия пенсионных оснований. При
этом договоры негосударственного пенсионного обеспечения должны предусматривать
выплату пенсий до исчерпания средств на именном счете участника, но в течение
не менее чем пяти лет, а договоры добровольного пенсионного страхования -
выплату пенсий пожизненно.
На основании п. 1 ст. 3 Закона указанные
положения вступают в силу по истечении одного месяца со дня официального
опубликования закона и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января
2005 г.
Согласно ст. 17 Федерального закона от
07.05.1998 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах (далее - Закон)
имущество, предназначенное для обеспечения уставной деятельности фонда,
образуется за счет в том числе части сумм пенсионных
взносов, если право фонда на направление части соответствующих взносов на
формирование имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности
фонда, и покрытие административных расходов предусмотрено правилами фонда и
соответствующим договором. При этом предельный размер части суммы пенсионного
взноса не может превышать 3 процента суммы взноса.
Согласно ст. 255 Кодекса совокупная сумма
платежей (взносов) работодателей, выплачиваемая по договорам долгосрочного
страхования жизни работников, добровольного пенсионного страхования и (или)
негосударственного пенсионного обеспечения работников, учитывается в целях налогообложения
в размере, не превышающем 12 процентов от суммы расходов на оплату труда.
Таким образом, при определении указанной
совокупной суммы взносов работодателя, выплачиваемой по договорам
негосударственного пенсионного обеспечения, организация учитывает всю сумму
взноса, рассчитанную в соответствии с п. 16 ст. 255 Кодекса.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
А.И.ИВАНЕЕВ
19.01.2006