Проблемная ситуация: Федеральное государственное
унитарное предприятие с целью более эффективного использования недвижимого
имущества, закрепленного за предприятием на праве хозяйственного ведения, сдает
неиспользуемые производственные и складские помещения в аренду сторонним
организациям.
В соответствии с Приказом
Минэкономразвития России от 25.08.2005 N 205 "Об утверждении Примерного
устава федерального государственного унитарного предприятия, основанного на
праве хозяйственного ведения" доходы от аренды недвижимого имущества
предприятия должны перечисляться в федеральный бюджет в установленном порядке
(п. 3.9 Примерного устава).
Полагаем, что это
противоречит положениям ст. 17 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ
"О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", ст. 42
Бюджетного кодекса РФ и Налоговому кодексу РФ, в соответствии с которыми в
доход государственного бюджета должна перечислятся только часть прибыли
унитарного предприятия, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных
платежей. Следует отметить, что получение арендной
платы федеральным государственным унитарным предприятием (которое ст. 50 ГК РФ
определяет как коммерческую организацию) является условием возникновения
налоговых, а не бюджетных правоотношений. Следовательно, распоряжаться
указанными суммами нужно, руководствуясь налоговым законодательством и ст. 17
Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных
предприятиях".
Просим дать разъяснения относительно
порядка использования арендной платы при сдаче в аренду недвижимого имущества,
закрепленного за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 24 января 2006 г. N 03-03-04/4/17
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о налогообложении и порядке
отражения в учете сумм арендной платы, получаемых федеральными государственными
унитарными предприятиями (ФГУП) при сдаче федерального имущества в аренду, и в
рамках своей компетенции сообщает.
Как следует из запроса, ФГУП осуществляет
операции по предоставлению федерального недвижимого имущества, переданного ему
в хозяйственное ведение, в аренду сторонним организациям, которые перечисляют
суммы арендной платы в федеральный бюджет.
В соответствии со ст. 113 Гражданского
кодекса Российской Федерации имущество государственного или муниципального
унитарного предприятия находится соответственно в государственной или
муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве
хозяйственного ведения или оперативного управления.
Статьей 295 Гражданского кодекса
Российской Федерации установлены права собственника в отношении имущества,
находящегося в хозяйственном ведении. Определено, в частности, что предприятие
не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения
недвижимое имущество, сдавать его в аренду или иным способом распоряжаться этим
имуществом без согласия собственника. Установлено, что собственник имеет право
на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в
хозяйственном ведении предприятия.
Аналогичная по смыслу норма содержится в
ст. 17 "Порядок реализации собственником имущества унитарного предприятия
права на получение прибыли от использования имущества, принадлежащего
унитарному предприятию" Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О
государственных и муниципальных унитарных предприятиях". Кроме того,
указанным Законом установлено, что государственное или муниципальное
предприятие перечисляет в соответствующий бюджет часть прибыли, остающейся в
его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей.
В соответствии со
ст. 42 Бюджетного кодекса Российской Федерации к неналоговым доходам от
использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной
собственности, учитываемым в доходах бюджетов, относятся, в частности,
средства, получаемые в виде арендной платы либо иной платы за сдачу во
временное владение и пользование или во временное пользование имущества,
находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты
налогов и сборов, предусмотренных
законодательством о налогах и сборах.
Таким образом, законодательством
предусмотрено перечисление в бюджет сумм средств, полученных от сдачи
государственного (муниципального) имущества в аренду, по нормативу от суммы,
оставшейся после уплаты налогов и сборов, установленных законодательством
Российской Федерации о налогах и сборах. Норматив отчислений в федеральный
бюджет от сумм доходов от сдачи государственного имущества в аренду, остающихся
после налогообложения таких доходов, устанавливается законом о федеральном
бюджете на соответствующий финансовый год.
При заключении договора аренды между
организацией и ФГУП арендные платежи должны уплачиваться непосредственно
федеральному государственному унитарному предприятию.
В соответствии с положениями гл. 25
Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при сдаче в
установленном порядке в аренду федерального имущества, находящегося на праве
хозяйственного ведения, ФГУП обязано учитывать доходы в виде арендной платы при
формировании налоговой базы для исчисления налога на прибыль организаций в
составе внереализационных доходов.
Доходы от сдачи имущества в аренду
включаются в налоговую базу по налогу на прибыль организаций наряду со всеми
другими доходами унитарного предприятия, учитываемыми в целях налогообложения,
и облагаются в общеустановленном порядке.
При этом такие
доходы при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций могут
быть уменьшены ФГУП на расходы, соответствующие критериям, предусмотренным ст.
252 Кодекса, в состав которых включаются налог на имущество, арендная плата за
земельный участок, занимаемый организацией, в части, приходящейся на сдаваемое
в аренду имущество, а также амортизация по этому имуществу и расходы по его
содержанию, не оплачиваемые арендатором.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
А.И.ИВАНЕЕВ
24.01.2006