Проблемная ситуация: В связи с тем, что Федеральным
законом от 06.06.2005 N 58-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую
Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты
Российской Федерации о налогах и сборах" внесены изменения в гл. 25 НК РФ,
просим разъяснить порядок применения норм закона.
1. В соответствии с новой редакцией ст.
319 НК РФ теперь порядок распределения прямых расходов (формирования стоимости
НЗП) устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей
налогообложения и подлежит применению в течение не менее двух налоговых
периодов. Аналогичная формулировка содержится в ст. 320 НК РФ.
Изменения,
внесенные в указанные статьи, распространяются на правоотношения, возникшие с 1
января 2005 г. Означает ли это, что налогоплательщик, применявший в 2005 г.
старый порядок, не может изменить учетную политику на 2006 г.? Или вносить
изменения в учетную политику на 2006 г. все же можно (в части перечня прямых
расходов и порядка формирования стоимости НЗП)?
2. В соответствии с положениями
Федерального закона N 58-ФЗ организация приняла решение относить сумму прямых
расходов отчетного (налогового) периода в полном объеме на уменьшение доходов
от производства и реализации данного отчетного (налогового) периода без
распределения на остатки незавершенного производства, причем делать она это
будет с 1 января 2005 г. Но на эту дату уже сформированы остатки НЗП.
В каком налоговом периоде они должны быть
списаны - в 2005 г. или в 2004 г. и нужно ли подавать уточненную налоговую
декларацию за 2004 г.?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 26 января 2006 г. N 03-03-04/1/63
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и сообщает следующее.
1. В соответствии со
ст. 313 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) решение о
внесении изменений в учетную политику для целей налогообложения при изменении
применяемых методов учета принимается с начала нового налогового периода, а при
изменении законодательства о налогах и сборах не ранее чем с момента вступления
в силу изменений норм указанного законодательства.
Федеральным законом
от 06.06.2005 N 58-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового
кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской
Федерации о налогах и сборах" (далее - Закон N 58-ФЗ) внесены дополнения в
ст. ст. 319 и 320 Кодекса, в соответствии с которыми налогоплательщик
самостоятельно определяет порядок распределения прямых расходов на
незавершенное производство (далее - НЗП) и на изготовленную в текущем месяце продукцию (выполненные
работы, оказанные услуги) с учетом соответствия осуществленных расходов
изготовленной продукции (выполненным работам, оказанным услугам). Указанный
порядок распределения прямых расходов (формирования стоимости НЗП)
устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения
и подлежит применению в течение не менее чем двух налоговых периодов. Согласно
ст. 319 Кодекса по окончании налогового периода сумма остатков незавершенного
производства на конец налогового периода включается в состав прямых расходов
следующего налогового периода в порядке и на условиях, предусмотренных ст. 319
Кодекса.
При этом изменения, внесенные Законом N
58-ФЗ в ст. ст. 319 и 320 Кодекса, вступают в силу по истечении одного месяца
со дня официального опубликования данного Федерального закона и
распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 г.
Следовательно, организации начиная с 1
января 2005 г. имеют право самостоятельно определять порядок распределения прямых
расходов, закрепив это в своей учетной политике для целей налогообложения.
В случае если налогоплательщик принимает
решение о неизменности учетной политики для целей налогообложения прибыли в
2005 г., то, учитывая положения ст. 313 Кодекса, он имеет право
внести в нее изменения и учесть положения Закона N 58-ФЗ начиная с
налогового периода 2006 г.
2. Пунктом 2 ст. 319 Кодекса
предусмотрено, что остатки незавершенного производства и готовая продукция
оцениваются по прямым затратам.
Пункт 1 ст. 318 Кодекса содержит закрытый
перечень прямых расходов, в соответствии с которым к прямым расходам относятся:
материальные
затраты, определяемые в соответствии с пп. 1 и 4 п. 1
ст. 254 Кодекса;
расходы на оплату труда персонала,
участвующего в процессе производства товаров, выполнения работ, оказания услуг,
а также суммы единого социального налога и расходы на обязательное пенсионное
страхование, идущие на финансирование страховой и накопительной частей трудовой
пенсии, начисленные на указанные суммы расходов на оплату труда;
суммы начисленной амортизации по основным
средствам, используемым при производстве товаров, работ, услуг.
Все остальные расходы налогоплательщика в
целях гл. 25 Кодекса рассматриваются как косвенные. Они не подлежат
распределению между остатками незавершенного производства и готовой продукцией,
а непосредственно в полном объеме списываются на расходы отчетного (налогового)
периода.
Прямые расходы также списываются для
целей налогообложения на расходы отчетного (налогового) периода, но только в
той части, которая не распределяется на остатки незавершенного производства и
готовой продукции.
Законом N 58-ФЗ внесены дополнения в п. 1
ст. 318 Кодекса, в соответствии с которыми налогоплательщик самостоятельно
определяет в учетной политике для целей налогообложения перечень прямых
расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием
услуг).
Закон N 58-ФЗ не содержит переходных
положений, в связи с чем списание остатков НЗП,
сформированных в 2005 г., будет происходить по мере их выбытия.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
А.И.ИВАНЕЕВ
26.01.2006