Проблемная ситуация: О налогообложении НДС услуг по
обслуживанию российских морских и речных судов в период их стоянки в российских
портах, оказанных на территории РФ по агентскому договору, в том числе по
договору морского агентирования.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 1 февраля 2006 г. N 03-2-03/210@
Федеральная налоговая служба сообщает
следующее.
В соответствии с пп. 23 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации
(далее - Налоговый кодекс) не подлежит налогообложению (освобождается от
налогообложения) реализация на территории Российской Федерации работ (услуг,
включая услуги по ремонту) по обслуживанию морских судов и судов внутреннего
плавания в период стоянки в портах (все виды портовых сборов, услуги судов
портового флота), а также лоцманская проводка.
Вместе с тем согласно п. 7 ст. 149
Налогового кодекса освобождение от налогообложения в соответствии с положениями
данной статьи не применяется при осуществлении предпринимательской деятельности
в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо
агентских договоров, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом.
Предметом перечисленных договоров, исходя
из положений Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский
кодекс), является возмездное оказание посреднических нематериальных услуг.
Из смысла
вышеприведенных норм Налогового кодекса следует, что если работы (услуги),
перечисленные в пп. 23 п. 2 ст. 149 Налогового
кодекса, выполняются на основе агентского договора, то такие услуги подлежат
налогообложению в общеустановленном порядке, если местом деятельности
покупателя услуг признается территория Российской Федерации, с учетом
особенностей определения налоговой базы, предусмотренных ст. 156 Налогового
кодекса.
Согласно ст. 237
Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (далее - Кодекс торгового
мореплавания) морской агент выполняет различные формальности, связанные с
приходом судна в порт, пребыванием судна в порту и выходом судна из порта,
оказывает помощь капитану судна в установлении контактов с портовыми и местными
властями и в организации снабжения судна и его обслуживания в порту, оформляет
документы на груз, инкассирует суммы фрахта и
иные причитающиеся судовладельцу суммы по требованиям, вытекающим из договора
морской перевозки груза, оплачивает по распоряжению судовладельца и капитана
судна суммы, подлежащие уплате в связи с пребыванием судна в порту, привлекает
грузы для линейных перевозок, осуществляет сбор фрахта, экспедирование груза и
совершает иные действия в области морского агентирования.
Если предмет договора, заключенного между
налогоплательщиком, оказывающим услуги, перечисленные в пп.
23 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса, в частности, услуги по агентскому
обслуживанию судов, и покупателем этих услуг, соответствует положениям
вышеуказанной статьи Кодекса торгового мореплавания, то этот договор следует
рассматривать как договор морского агентирования.
Исходя из определений договора морского
агентирования (ст. 237 Кодекса торгового мореплавания) и агентского договора
(ст. 1005 Гражданского кодекса) договор морского агентирования по своей сути
является одной из разновидностей агентского договора, следовательно, к нему
применяются нормы гл. 52 Гражданского кодекса.
С учетом изложенного реализация на
территории Российской Федерации услуг по агентскому обслуживанию российских
морских и речных судов в период их стоянки в российских портах, оказанных по
агентскому договору, в том числе по договору морского агентирования, подлежит
налогообложению налогом на добавленную стоимость.
М.П.МОКРЕЦОВ
01.02.2006