Проблемная ситуация: В соответствии
с абз. 4 пп. 2 п. 1 ст. 277
НК РФ при внесении (вкладе) имущества (имущественных прав) физическими лицами и
иностранными организациями его стоимостью (остаточной стоимостью) признаются
документально подтвержденные расходы на его приобретение (создание) с учетом
амортизации (износа), начисленной в целях налогообложения прибыли (дохода) в
государстве, налоговым резидентом которого является передающая сторона, но не
выше рыночной стоимости этого имущества (имущественных прав), подтвержденной независимым оценщиком, действующим в
соответствии с законодательством указанного государства.
Указанная норма распространяется на
правоотношения, возникшие с 1 января 2005 г., в соответствии с п. 5 ст. 8
Федерального закона от 06.06.2005 N 58-ФЗ "О внесении изменений в часть
вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие
законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах".
Единственным участником российского ООО является юридическое лицо, созданное по
законодательству штата Делавэр, США.
В начале 2006 г. участник планирует внести новый дополнительный вклад в
уставный капитал ООО имуществом - технологической линией по производству
жевательной резинки. Предусмотрена поставка оборудования
как из США, так и из других стран, в которых участник будет приобретать данное
имущество. В связи с этим просим дать ответы на следующие вопросы.
1. Обязательно ли независимый оценщик,
оценивающий стоимость дополнительного имущественного вклада, должен являться
юридическим лицом, созданным и действующим в соответствии с законодательством
США и имеющим место нахождения также в США?
2. Может ли независимый оценщик не
являться юридическим лицом по законодательству США, но при этом иметь все
необходимые лицензии (разрешения) на право осуществления оценочной деятельности
в соответствии с законодательством США?
3. Если покупка оборудования
осуществляется в разных государствах, должно ли быть несколько независимых
оценщиков из этих государств, которые действуют в соответствии с
законодательством США?
4. Если технологическая линия состоит из
целого набора различных машин и агрегатов, которые закупаются в различное время
и в разных странах, предусматривается ли наличие нескольких актов оценки или
это должен быть один документ?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 3 февраля 2006 г. N 03-03-04/1/84
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу оценки стоимости
имущества, полученного в качестве взноса (вклада) в уставный капитал, в целях
налогообложения прибыли и сообщает следующее.
Из письма следует, что иностранная
организация, созданная по законодательству США, штат Делавэр, являющаяся
участником ООО, планирует внести дополнительный вклад в уставный капитал
названного общества имуществом - технологической линией по производству
жевательной резинки. При этом различные машины и агрегаты, из которых состоит
технологическая линия, закупаются иностранной организацией в различное время и
в разных странах.
Положениями пп. 2 п. 1 ст. 277 Налогового кодекса Российской Федерации
(далее - Кодекс) установлено, что при внесении (вкладе) имущества
(имущественных прав) физическими лицами и иностранными организациями его
стоимостью (остаточной стоимостью) признаются документально подтвержденные
расходы на его приобретение (создание) с учетом амортизации (износа),
начисленной в целях налогообложения прибыли (дохода) в государстве, налоговым
резидентом которого является передающая сторона, но не выше рыночной стоимости этого имущества (имущественных прав), подтвержденной
независимым оценщиком, действующим в соответствии с законодательством
указанного государства.
В соответствии с п. 5 ст. 8 Федерального
закона от 06.06.2005 N 58-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую
Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты
Российской Федерации о налогах и сборах" указанная норма распространяется
на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 г.
Исходя из приведенной нормы Кодекса
независимый оценщик, оценивающий рыночную стоимость передаваемого в качестве
вклада в уставный капитал имущества, должен обязательно являться лицом,
действующим в качестве оценщика в соответствии с законодательством государства,
налоговым резидентом которого является передающая имущество сторона. В
рассматриваемом случае независимым оценщиком должен являться оценщик,
действующий в качестве такового в соответствии с законодательством США,
регулирующим оценочную деятельность.
Иные критерии,
которым должен соответствовать независимый оценщик, например, государство его
инкорпорации (если оценщик - юридическое лицо), гражданство (если оценщик -
физическое лицо), постоянное местопребывание (резидентство)
оценщика, Кодекс не устанавливает.
Кодекс не регламентирует также правосубъектность независимого оценщика. Им
может быть как юридическое, так и физическое лицо (в зависимости от того, какие
лица признаются субъектами оценочной деятельности и правомочны осуществлять
таковую в соответствии с законодательством соответствующего иностранного
государства, регулирующим оценочную деятельность), имеющее необходимые лицензии
(разрешения) на право осуществления оценочной деятельности в соответствии с
законодательством данного иностранного государства.
В случае если
передаваемое в качестве вклада в уставный капитал имущество состоит из
различных машин и агрегатов, которые закупаются в различное время и в разных
странах, однако признаются в качестве вклада не по отдельности, а в
совокупности (в качестве технологической линии), стоимостью такого имущества
признаются документально подтвержденные расходы на приобретение машин и
агрегатов, из которых состоит данная технологическая линия, но не выше американской рыночной стоимости технологической линии,
подтвержденной независимым американским оценщиком.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
А.И.ИВАНЕЕВ
03.02.2006