Текст письма опубликован
"Финансовый вестник. Финансы, налоги,
страхование, бухгалтерский учет", 2006, N 9
"Налогообложение", 2006, N 3
Проблемная ситуация: О применении контрольно-кассовой
техники и бланков строгой отчетности при оказании услуг по перевозке пассажиров
маршрутным такси.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 16 февраля 2006 г. N 03-01-15/1-39
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики совместно с Департаментом регулирования
государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского
учета и отчетности по вопросу применения контрольно-кассовой техники и бланков
строгой отчетности при оказании услуг по перевозке пассажиров маршрутными такси
и сообщает следующее.
В соответствии с
Федеральным законом от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении
контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и
(или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон) все
организации и индивидуальные предприниматели при осуществлении ими наличных
денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях
продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг должны в обязательном
порядке применять контрольно-кассовую технику,
включенную в Государственный реестр.
Вместе с тем п. 3
ст. 2 Закона установлено, что организации и индивидуальные предприниматели в
силу специфики своей деятельности либо особенностей своего местонахождения
могут производить наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием
платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при продаже проездных
билетов и талонов для проезда в городском общественном транспорте.
Кроме того, согласно п. 2 ст. 2 Закона
организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком,
определяемым Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные
денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения
контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии
выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.
Порядок утверждения формы бланков строгой
отчетности, приравненных к кассовым чекам, а также порядок их учета, хранения и
уничтожения установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от
31.03.2005 N 171 "Об утверждении Положения об осуществлении наличных
денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без
применения контрольно-кассовой техники".
Пунктом 2 Постановления предусмотрено,
что формы бланков строгой отчетности, утвержденные в соответствии с ранее
установленными требованиями, могут применяться до утверждения форм бланков
строгой отчетности в соответствии с Положением, предусмотренным Постановлением,
но не позднее 1 января 2007 г.
Следует иметь в
виду, что Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации при
рассмотрении дела о привлечении общества к административной ответственности за
неприменение контрольно-кассовой техники при осуществлении денежных расчетов с
населением при оказании услуг перевозки пассажиров указал, что налоговый орган
не представил доказательств того, что применяемые обществом билеты являются
ненадлежащими бланками строгой отчетности (Постановление от 11.10.2005 N
8206/05).
Учитывая, что Письмом Минфина России от
23.10.1996 N 16-00-30-58 как бланки строгой отчетности были утверждены образцы
билетов на проезд только в наземном пассажирском транспорте общего пользования,
оснований для их использования при оказании услуг по перевозке, оказываемых
иными транспортными организациями, не имеется.
При этом отнесение деятельности
транспортных организаций к деятельности по перевозке транспортом общего
пользования осуществляется на основании законодательства Российской Федерации.
Директор Департамента
М.А.МОТОРИН
16.02.2006