Проблемная ситуация: В 1992 г. фабрика приватизировала
производственные здания, помещения, сооружения. Поскольку по действовавшему
ранее законодательству РФ объекты соцкультбыта приватизировать было нельзя, то
имеющиеся помещения соцкультбыта - столовая и здравпункт - не
приватизировались, но по договору были переданы в полное хозяйственное ведение
фабрики и на этом основании учитывались в качестве основных средств и
амортизировались.
В августе 2005 г. фабрике было разрешено
воспользоваться преимущественным правом выкупа объектов (столовой и
здравпункта) в связи с тем, что данные объекты ошибочно не вошли в план
приватизации. Фабрика воспользовалась данным правом и на основании заключенного
договора купли-продажи произвела оплату данных объектов - столовой и здравпункта.
Таким образом, в настоящее время данные помещения являются собственностью
фабрики.
Принимая во внимание вышеизложенное,
правомерно ли включать в 2005 г. в состав расходов, учитываемых при
налогообложении прибыли, сумму амортизации помещений столовой и здравпункта?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 20 февраля 2006 г. N 03-03-04/1/127
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу налогового учета
приватизированных в 2005 г. помещений столовой и здравпункта и сообщает
следующее.
Согласно п. 1 ст.
256 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) амортизируемым
имуществом в целях налогообложения прибыли признаются имущество, результаты
интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности,
которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не
предусмотрено гл. 25 Кодекса), используются им для извлечения дохода и
стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного
использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 10 000 руб.
Как следует из письма, в период до
августа 2005 г. помещения столовой и здравпункта не находились в собственности
организации, что не позволяло организации данные основные средства относить к
амортизируемому имуществу. Таким образом, вышеназванные объекты основных средств в период до августа 2005 г. амортизировались в
налоговом учете неправомерно.
Основные средства, права на которые
подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством
Российской Федерации, включаются в состав соответствующей амортизационной
группы с момента документально подтвержденного факта подачи документов на
регистрацию указанных прав (п. 8 ст. 258 Кодекса).
Первоначальная
стоимость основного средства, в соответствии с п. 1 ст. 257 Кодекса,
определяется как сумма расходов на его приобретение (а в случае, если основное
средство получено налогоплательщиком безвозмездно, - как сумма, в которую
оценено такое имущество в соответствии с п. 8 ст. 250 Кодекса), сооружение,
изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для
использования, за исключением сумм налогов,
подлежащих вычету или учитываемых в составе расходов в соответствии с Кодексом.
Согласно пп. 48 п. 1 ст. 264 Кодекса к прочим расходам, связанным с
производством и (или) реализацией, относятся расходы, связанные с содержанием
помещений объектов общественного питания, обслуживающих трудовые коллективы
(включая суммы начисленной амортизации, расходы на проведение ремонта
помещений, расходы на освещение, отопление, водоснабжение, электроснабжение, а
также на топливо для приготовления пищи).
Таким образом, налогоплательщик,
амортизируя помещение столовой, суммы начисленной амортизации включает в состав
прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией.
Что касается вопроса о включении в состав
расходов, учитываемых при налогообложении прибыли, амортизации помещения
здравпункта, то сообщаем, что согласно пп. 7 п. 1 ст.
264 Кодекса к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией,
относятся расходы на содержание помещений и инвентаря здравпунктов, находящихся
непосредственно на территории организации.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
А.И.ИВАНЕЕВ
20.02.2006