Проблемная ситуация: О порядке налогообложения НДФЛ и
ЕСН компенсаций, предусмотренных для работников, занятых на тяжелых работах и
работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 3 марта 2006 г. N 04-1-03/117
Федеральная налоговая служба рассмотрела
письмо о налогообложении налогом на доходы физических лиц и единым социальным
налогом компенсаций, предусмотренных для работников, занятых на тяжелых работах
и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, и сообщает следующее.
В соответствии с п.
3 ст. 217 и пп. 2 п. 1 ст. 238 Налогового кодекса
Российской Федерации (далее - Кодекс) не подлежат налогообложению налогом на
доходы физических лиц и единым социальным налогом все виды установленных
законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов
Российской Федерации, решениями представительных органов местного
самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в
соответствии с законодательством Российской Федерации), в частности, связанных с выполнением работником трудовых
обязанностей, а также связанных с возмещением вреда, причиненного увечьем или
иным повреждением здоровья.
Согласно ст. 56 Трудового кодекса
Российской Федерации (далее - ТК РФ) обязательной составляющей трудовых
договоров между организацией и работником являются условия оплаты труда
работника.
В соответствии со ст. 129 ТК РФ
заработная плата - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации
работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а
также выплаты компенсационного и стимулирующего характера.
ТК РФ разграничиваются понятия оплаты
труда (разд. VI ТК РФ) и гарантий и компенсаций (разд. VII ТК РФ).
Статьями 146, 147
ТК РФ предусмотрена повышенная оплата труда работников, занятых на тяжелых
работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда,
по сравнению с тарифными ставками (окладами), установленными для различных
видов работ с нормальными условиями труда, но не ниже размеров, установленных
законами и иными нормативными правовыми актами.
Статьей 147 ТК РФ определено, что
перечень тяжелых работ, работ с вредными и (или) опасными и иными особыми
условиями труда определяется Правительством Российской Федерации с учетом
мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых
отношений.
На сегодняшний день указанный перечень
Правительством Российской Федерации не определен. Вместе с
тем существуют утвержденные Госкомтрудом СССР и ВЦСПС
отраслевые Типовые перечни работ с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо
вредными условиями труда, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за
условия труда и которыми целесообразно руководствоваться до определения Правительством
Российской Федерации перечня тяжелых работ, работ с вредными и (или) опасными и
иными особыми условиями труда.
Размеры доплат в
процентах к тарифной ставке (окладу) за условия труда на работах с тяжелыми и
вредными условиями и на работах с особо тяжелыми и особо вредными условиями
установлены Постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 03.10.1986 N 387/22-78
"Об утверждении Типового положения об оценке условий труда на рабочих
местах и порядке применения отраслевых перечней работ, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда" (далее - Постановление N
387/22-78). При этом законодательство бывшего СССР - Постановление ЦК КПСС,
Совета Министров СССР и ВЦСПС от 17.09.1986 N 1115 и принятое в соответствии с
ним Постановление N 387/22-78 может применяться в части, не противоречащей
действующему российскому законодательству, и не ограничивает право работников
на получение компенсаций, предусмотренных ст. 219 ТК РФ.
Конкретные размеры повышенной заработной
платы устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа
работников либо коллективным договором, трудовым договором. При этом суммы
доплаты, производимой работодателем в соответствии со ст. ст. 146 и 147 ТК РФ
работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и
иными особыми условиями труда, являются повышенной оплатой труда, а не
компенсацией. Соответственно, п. 3 ст. 217 и пп. 2 п.
1 ст. 238 Кодекса на такие доплаты не распространяются, и они подлежат
налогообложению в общеустановленном порядке.
Что касается компенсаций, то согласно ст.
164 ТК РФ - это денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам
затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных
федеральным законом обязанностей.
Согласно ст. 219 ТК РФ, если работник
занят на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда,
то он имеет право на вышеуказанные компенсации, установленные законом,
коллективным договором, соглашением, трудовым договором.
При этом с учетом
положений ст. 135 ТК РФ размеры компенсационных выплат устанавливаются
работникам организаций, финансируемых из бюджета, - соответствующими законами и
иными нормативными правовыми актами; работникам организаций со смешанным
финансированием (бюджетное финансирование и доходы от предпринимательской
деятельности) - законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными
договорами, соглашениями, локальными нормативными актами организаций, трудовыми
договорами.
Установленные с учетом приведенных выше
положений ТК РФ компенсационные выплаты работникам, занятым на тяжелых работах
и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на основании п. 3 ст.
217 и пп. 2 п. 1 ст. 238 Кодекса не подлежат
обложению налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом.
Результаты
аттестации рабочих мест по условиям труда (наличие вредных производственных
факторов, класс условий труда и т.п.) устанавливаются в соответствии с
Положением о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда,
утвержденным Постановлением Министерства труда и социального развития
Российской Федерации от 14.03.1997 N 12, и служат основанием для предоставления
компенсаций за работу с вредными условиями труда.
Государственную экспертизу труда согласно
Положению о проведении государственной экспертизы условий труда в Российской
Федерации, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от
25.04.2003 N 244, осуществляет Федеральная служба по труду и занятости и органы
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ведающие вопросами охраны
труда.
В соответствии со
ст. 21 Федерального закона от 17.07.1999 N 181-ФЗ "Об основах охраны труда
в Российской Федерации" одной из задач государственной экспертизы условий
труда являются контроль за качеством проведения аттестации рабочих мест по
условиям труда и правильностью предоставления компенсаций за тяжелую работу и
работу с вредными или опасными условиями труда.
Учитывая
изложенное, если в ходе контрольной работы у налогового органа возникнут сомнения
в правомерности установления организацией компенсационных выплат за работу с
вредными, тяжелыми или опасными условиями труда, то для решения данного вопроса
налоговые органы, используя положения ст. 31 Кодекса, вправе привлечь экспертов
Федеральной службы по труду и занятости и (или) органов исполнительной власти
соответствующего субъекта Российской Федерации, ведающих вопросами охраны труда.
И.Ф.ГОЛИКОВ
03.03.2006