Проблемная ситуация: Облагаются ли налогом на
содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, а также
налогом на пользователей автодорог доходы по операциям с государственными
краткосрочными облигациями, проводимым финансовыми компаниями?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 18 сентября 1996 г. N 04-05-17/74
Департамент налоговых реформ Министерства
финансов Российской Федерации рассмотрел Ваше письмо о порядке учета для целей
обложения налогом на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной
сферы, а также налогом на пользователей автодорог доходов по операциям с
Государственными краткосрочными облигациями, проводимым финансовыми компаниями,
и сообщает следующее.
В отношении порядка
исчисления налога на пользователей автодорог необходимо руководствоваться
Инструкцией Госналогслужбы России от 15.05.95 N 30 "О порядке исчисления и
уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды" (п.21.14), в соответствии с
которой следует использовать показатель выручки (валового дохода) от реализации
продукции (работ, услуг), приведенный по строке 010 формы 2 приложения к
бухгалтерскому балансу.
При составлении
бухгалтерской отчетности необходимо иметь в виду, что в соответствии с Приказом
Минфина России от 27.03.96 N 31 по строке 010 "Выручка (нетто) от
реализации товаров, продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и
аналогичных обязательных платежей)" формы 2 "Отчет о финансовых
результатах и их использовании" отражается выручка от реализации готовой
продукции (работ, услуг), доход от продажи товаров и другие доходы, учитываемые на счете 46 "Реализация
продукции".
Кроме того,
учитывая специфику основной деятельности инвестиционных компаний, Приказ
Минфина России N 115 от 19.10.95 предусматривает, что при составлении и
представлении годовой бухгалтерской отчетности инвестиционным компаниям следует
дополнительно руководствоваться Письмом Госкомимущества России и Минфина России
от 25.05.93 N ДВ-2/3498/62 "О порядке оценки чистых активов, особенностях
состава затрат, формирования финансовых результатов и бухгалтерском учете в
инвестиционных фондах" и Письмом Минфина
России от 10.12.93 N 145 "Об отдельных вопросах бухгалтерского учета и
отчетности в инвестиционных фондах в 1993 г." (действие которого не
отменено до настоящего времени).
Таким образом, при определении выручки от
реализации финансовых компаний должен учитываться и финансовый результат от
реализации активов инвестиционной компании, определяемый в порядке,
предусмотренном п.3.2 разд.3 вышеуказанного совместного Письма Госкомимущества
России и Минфина России.
В соответствии с Письмом Госкомимущества
России и Минфина России от 25.05.93 N ДВ-2/3498/62 "О порядке оценки
чистых активов, особенностях состава затрат, формирования финансовых
результатов и бухгалтерском учете в инвестиционных фондах" в состав
активов фонда, принимаемых при расчете чистых активов, включаются краткосрочные
финансовые вложения. Суммы процентов, полученных в результате осуществления
этих вложений, являются внереализационными доходами и к активам не относятся.
В соответствии с Указанием
Государственной налоговой службы Российской Федерации и Министерства финансов
Российской Федерации от 09.03.93 N ВГ-4-01/28ан/05-01-04 разница между ценой
реализации и ценой покупки государственных краткосрочных бескупонных облигаций
(дисконт) приравнена к проценту. Таким образом, доход, полученный от реализации
государственных краткосрочных бескупонных облигаций, не должен учитываться в
составе активов, принимаемых при определении выручки от реализации
инвестиционных компаний.
При этом следует
иметь в виду, что такой подход по существу соответствует порядку,
предусмотренному при уплате этого налога банками (п.21.11 Инструкции
Госналогслужбы Российской Федерации от 15 мая 1995 г. N 30 "О порядке
исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды") и
предприятиями (в соответствии с действующим порядком ведения бухгалтерского
учета эти суммы включаются в состав доходов от внереализационных операций, которые в налогооблагаемую базу по данному налогу не
входят).
Вместе с тем в целях
соблюдения единого методологического подхода при учете для целей
налогообложения отрицательного результата, образовавшегося по операциям купли -
продажи ГКО, по нашему мнению, следует руководствоваться нормами Письма
Министерства финансов Российской Федерации и Государственной налоговой службы
России от 23.09.94 N НП-6-01/362/130 "О порядке применения отдельных
пунктов положения "Об особенностях определения налогооблагаемой базы для
уплаты налога на прибыль банками и другими
кредитными учреждениями", утвержденного Постановлением Правительства
Российской Федерации от 16.05.94 N 490". В соответствии с указанным
Письмом при операциях купли - продажи государственных ценных бумаг на
результаты финансовой деятельности разрешено относить образовавшуюся отрицательную
разницу между ценой реализации (в пределах рыночной цены) и покупной
(балансовой) стоимостью государственных ценных бумаг.
Таким образом, в том случае, если
отрицательная разница образовалась от продажи государственных ценных бумаг по
ценам ниже рыночных, она не учитывается при определении финансовых результатов
деятельности у продавца ГКО и на эту сумму может быть скорректирована
(увеличена) стоимость активов, принимаемая для целей обложения налогом на
пользователей автодорог.
Аналогичный порядок определения
налогооблагаемой базы, по нашему мнению, распространяется и на налог на
содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы.
18.09.96 Руководитель Департамента
налоговых реформ -
член Коллегии
А.И.ИВАНЕЕВ
Ответ: Согласно Закону
Российской Федерации от 18 октября 1991 г. N 1759-1 "О дорожных фондах в
Российской Федерации" с учетом внесенных в него изменений и дополнений
ст.54 Федерального закона от 26 февраля 1997 г. N 29-ФЗ, а также п.21.14
Инструкции Государственной налоговой службы Российской Федерации от 15 мая 1995
г. N 30 "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды" профессиональные участники рынка ценных
бумаг и инвестиционные фонды в дополнение к установленному порядку уплачивают
налог от суммы разницы между выручкой от продажи ценных бумаг, с одной стороны,
и их учетной стоимостью, процентами по проданным облигациям, начисленными с
момента их последней выплаты, расходами по продаже в виде комиссионных,
вознаграждений, с другой стороны.
По ГКО разница между ценой реализации и
ценой покупки ГКО приравнивается к проценту и не включается в налогооблагаемую
базу.
В аналогичном порядке должна, по нашему
мнению, определяться налогооблагаемая база и по налогу на содержание жилищного
фонда и объектов социально-культурной сферы.
Кроме того, Письмом
Государственной налоговой службы Российской Федерации N СШ-4-07/11Н и
Министерства финансов Российской Федерации N 1-35/128 от 17 марта 1997 г.
"О налогообложении инвестиционных институтов" (зарегистрировано в
Минюсте России 2 апреля 1997 г. N 1284) установлено, что поскольку по
государственным краткосрочным бескупонным облигациям разница между ценой
реализации и ценой покупки ГКО приравнивается к проценту, то она исключается у инвестиционных институтов из выручки от реализации ценных бумаг и
не участвует в формировании у инвестиционных
институтов налогооблагаемой базы по налогу на пользователей автомобильных
дорог, налогу на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной
сферы. Данный порядок действовал и в 1996 г.
25.04.97 Зам. начальника отдела
имущественных и прочих налогов
Минфина РФ
А.В.СОРОКИН