Проблемная ситуация: Основной деятельностью ГУП
являются благоустройство и уборка территории города, а также содержание
объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства жилищно-коммунального
комплекса города (дорог, мостов пешеходных и автомобильных, тротуаров, фонтанов,
сетей уличного освещения, дорожных указателей, скульптур и мемориальных
комплексов).
Все перечисленные объекты состоят на
балансе ГУП и используются в целях оказания жилищно-коммунальных услуг.
Содержание объектов инженерной инфраструктуры осуществляется за счет средств
целевого финансирования.
Вправе ли было ГУП использовать в
отношении указанных объектов льготу по налогу на имущество, предусмотренную п.
6 ст. 381 НК РФ?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 18 апреля 2006 г. N 03-06-01-04/89
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо ГУП по вопросу применения п. 6
ст. 381 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и сообщает
следующее.
Согласно п. 6 ст. 381 Кодекса
освобождаются от налогообложения организации в отношении объектов жилищного
фонда и инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, содержание
которых полностью или частично финансируется за счет средств бюджета субъектов
Российской Федерации и (или) местных бюджетов (утратил действие с 1 января 2006
г.).
Под объектами инженерной инфраструктуры
жилищно-коммунального комплекса понимаются находящиеся на балансе
налогоплательщика здания, сооружения, а также иные объекты недвижимого
имущества и входящее в их состав инженерное оборудование, предназначенные для
функционирования жилищно-коммунального комплекса.
Статьей 130 Гражданского кодекса
Российской Федерации к "недвижимому имуществу" относятся, в
частности, здания, сооружения, перемещение которых без несоразмерного ущерба их
назначению невозможно, в связи с чем под объектом
недвижимого имущества необходимо понимать единый обособленный комплекс как
совокупность объектов, установок, сооружений, оборудования и другого имущества,
объединенных единым функциональным предназначением, конструктивно обособленный
как единое целое. В указанный обособленный комплекс включается
имущество, как указанное в технической документации (техническом паспорте) на
объект недвижимого имущества, так и дополнительно установленное, смонтированное
в ходе капитальных вложений, которое функционально связано со зданием
(сооружением) так, что его перемещение без причинения несоразмерного ущерба его
назначению невозможно.
При определении состава объектов
инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса необходимо учитывать
положения ст. 11 Кодекса и руководствоваться действующими законодательными и
нормативными актами в области жилищно-коммунальной сферы, в частности
положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которому
сведения об указанных объектах должны быть включены в информационную систему
обеспечения градостроительной деятельности.
К указанным объектам согласно п. 13 разд.
3.1.5 "Генеральные планы" Инструкции о порядке разработки,
согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации (утв.
Постановлением Госстроя России от 29.10.2002 N 150) относятся показываемые на
схеме инженерной инфраструктуры и благоустройства территории существующие и
проектируемые головные сооружения и магистральные сети
инженерной инфраструктуры - водопровод, канализация, теплоснабжение,
газоснабжение, ливневая канализация и иные сооружения инженерной инфраструктуры
и благоустройства территорий.
Кроме того, перечень таких объектов
содержится в Федеральном законе от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах
регулирования тарифов организаций коммунального комплекса". К ним также
отнесены трубопроводы, линии электропередач и иные объекты, используемые в
сфере электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод,
расположенные (полностью или частично) в границах территорий муниципальных
образований и предназначенные для нужд потребителей этих муниципальных
образований.
Также возможно
применение Положения о порядке передачи объектов социально-культурного и
коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную
собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность
(утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 235),
которым определено, что к указанным объектам относятся сооружения и сети
водопровода и канализации, котельные, тепловые сети, электрические сети,
объекты благоустройства, другие сооружения и коммуникации инженерной
инфраструктуры.
В целях уточнения
конкретного состава объектов, входящих в инженерную инфраструктуру
жилищно-коммунального комплекса, считаем возможным также использовать
Классификатор работ и услуг в жилищно-коммунальном комплексе по видам
деятельности, в том числе "Эксплуатация инженерной инфраструктуры городов
и других населенных пунктов", утвержденный Постановлением Госстроя России
от 25.05.2000 N 51, согласно которому к сфере жилищно-коммунального комплекса
относятся, в частности, услуги по функционированию, содержанию, техническому
обслуживанию и капитальному
ремонту автомобильных дорог и электрических сетей, входящих в инфраструктуру
городов и других населенных пунктов (Приложение N 3).
Учитывая изложенное, полагаем, что мосты
пешеходные и автомобильные, дороги и тротуары, сети уличного освещения и другие
аналогичные объекты инженерной инфраструктуры и внешнего благоустройства
городов и населенных пунктов должны исключаться из налоговой базы по налогу на
имущество организаций при применении п. 6 ст. 381 Кодекса.
Относительно памятников истории и
культуры (в том числе скульптур и мемориальных комплексов) отмечаем, что по
объектам социально-культурной сферы организация вправе использовать льготу по
налогу на имущество организаций по п. п. 5 и 7 (утратил силу с 1 января 2006
г.) ст. 381 Кодекса.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
А.И.ИВАНЕЕВ
18.04.2006