Проблемная ситуация: О регулировании вопросов места
уплаты государственной пошлины за юридически значимые действия, совершаемые
органами записи актов гражданского состояния и освобождения от уплаты
государственной пошлины физических лиц, проживающих за пределами Российской
Федерации.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 27 апреля 2006 г. N 03-06-03/6/11
В связи с письмом по вопросам места
уплаты государственной пошлины за совершение действий органами записи актов
гражданского состояния, а также освобождения от уплаты государственной пошлины
физических лиц, проживающих за пределами Российской Федерации, за
государственную регистрацию актов гражданского состояния и другие юридически
значимые действия Минфин России сообщает.
1. В соответствии со ст. 10 Федерального
закона от 15.11.1997 N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния"
(далее - Федеральный закон) за государственную регистрацию актов гражданского
состояния уплачивается государственная пошлина, размер и порядок уплаты
(освобождения от уплаты) которой определяются законодательством Российской
Федерации о налогах и сборах.
Так, ст. 333.26 гл. 25.3
"Государственная пошлина" Налогового кодекса Российской Федерации
(далее - Кодекс) определены размеры государственной пошлины за государственную
регистрацию актов гражданского состояния и другие юридически значимые действия,
совершаемые органами записи актов гражданского состояния и иными
уполномоченными органами.
Согласно пп. 4
п. 1 и п. 3 ст. 333.18 Кодекса государственная пошлина уплачивается до выдачи
документов (их копий, дубликатов) по месту совершения юридически значимого
действия.
Учитывая изложенное
и в соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 333.26 Кодекса за
выдачу повторного свидетельства о государственной регистрации акта гражданского
состояния должна уплачиваться государственная пошлина до выдачи документов по
месту совершения юридически значимого действия в размере 100 руб.
Согласно п. 4 ст. 9 Федерального закона
лицу, обратившемуся в орган записи актов гражданского состояния лично,
повторное свидетельство о государственной регистрации акта гражданского
состояния выдается в день обращения. В случае если лицо обращается в орган
записи актов гражданского состояния с запросом в письменной форме, повторное
свидетельство высылается по указанному таким лицом адресу. Одновременно с
запросом в письменной форме необходимо представить квитанцию об уплате
соответствующей государственной пошлины.
В связи с
изложенным в тех случаях, когда местонахождение органа ЗАГСа,
в котором хранится первый экземпляр актовой записи, и место жительства лица,
обратившегося за получением повторного свидетельства, не совпадают, т.е.
находятся в разных муниципальных образованиях, населенных пунктах и даже
субъектах Российской Федерации, государственная пошлина уплачивается в отделение
Сбербанка России по месту нахождения органа ЗАГСа,
который будет производить выдачу повторного свидетельства о государственной регистрации акта гражданского
состояния. Совершением юридически значимого действия можно считать как место
нахождения органа ЗАГСа, в котором хранится первый
экземпляр записи акта гражданского состояния, так и место нахождения органа ЗАГСа по месту жительства гражданина.
В случае если лицо
обращается в письменном виде в орган ЗАГСа, в котором
хранится первый экземпляр актовой записи, с приложением квитанции об уплате
государственной пошлины с правильным указанием реквизитов территориальных
органов госрегистрации и Федерального казначейства,
на территории которых находится данный орган ЗАГСа,
то местом совершения данного действия (местом выдачи повторного свидетельства)
является место нахождения органа ЗАГСа, в котором
хранится первый экземпляр актовой
записи.
В случае уплаты государственной пошлины
за выдачу повторного свидетельства или справок из архива по месту нахождения
органа ЗАГСа, совпадающему с местом жительства
обратившегося лица, местом совершения данного действия будет являться орган ЗАГСа по месту жительства гражданина.
2. Согласно п. 4 ст. 333.18 Кодекса
иностранные граждане и лица без гражданства уплачивают государственную пошлину
в порядке и размерах, которые установлены гл. 25.3 Кодекса, соответственно, для
физических лиц.
В соответствии с абз.
8 п. 1 ст. 333.39 Кодекса от уплаты государственной пошлины за государственную
регистрацию актов гражданского состояния освобождаются физические лица,
проживающие за пределами территории Российской Федерации, включая выдачу
справок и документов из архива.
Данная норма Кодекса распространяется на
тех лиц, которые находятся за пределами Российской Федерации на момент
обращения и в письменном заявлении высказывают просьбу выслать соответствующие
документы на территорию иностранного государства, а также на лиц, временно
пребывающих на территории Российской Федерации и обратившихся в орган ЗАГСа на территории Российской Федерации лично.
Согласно п. 1 ст. 5 Федерального закона
от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в
Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) срок временного
пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком
действия выданной ему визы. Срок временного пребывания в Российской Федерации
иностранного гражданина, прибывшего в порядке, не требующем получения визы, не
может превышать девяносто суток, за исключением случаев, предусмотренных данным
Федеральным законом.
В соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального
закона понятие "иностранный гражданин" включает в себя понятие
"лицо без гражданства", за исключением случаев, когда Федеральным
законом для лиц без гражданства устанавливаются специальные правила,
отличающиеся от правил, установленных для иностранных граждан.
Согласно п. 1 ст. 20 Федерального закона
иностранный гражданин, въехавший в Российскую Федерацию, обязан
зарегистрироваться в течение трех рабочих дней со дня прибытия в Российскую
Федерацию в порядке, предусмотренном данным Федеральным законом и другими
федеральными законами. Документами, необходимыми для регистрации иностранного
гражданина, являются миграционная карта, содержащая сведения об иностранном
гражданине и имеющая отметку органа пограничного контроля о въезде его в
Российскую Федерацию, а также документ, удостоверяющий его личность.
Следовательно, подтверждением временного
пребывания физического лица на территории Российской Федерации является виза
либо миграционная карта с отметкой о регистрации иностранного гражданина в
регистрирующих органах. Фактом подтверждения проживания физического лица за
пределами Российской Федерации на момент обращения является поступление его
письменного заявления из иностранного государства с просьбой направить документ
о государственной регистрации акта гражданского состояния на территорию его
проживания.
3. Учитывая редакцию абз. 1 п. 1 ст. 333.39 Кодекса и то, что внесение
исправлений и (или) изменений в записи актов гражданского состояния относится к
прочим юридически значимым действиям, совершаемым органами записи актов
гражданского состояния, действие абз. 8 п. 1 ст.
333.39 Кодекса на совершение вышеперечисленных действий не распространяется, за
исключением внесения исправлений и (или) изменений в записи актов гражданского
состояния, допущенных при государственной регистрации актов гражданского
состояния по вине работников, производящих данную регистрацию.
4. По вопросу совершенствования
законодательства Российской Федерации в части, касающейся уплаты
государственной пошлины за государственную регистрацию актов гражданского
состояния и другие юридически значимые действия, сообщается, что предложения по
уточнению положений абз. 1 и 8 п. 1 ст. 333.39
Кодекса будут учтены при внесении изменений в гл. 25.3 "Государственная
пошлина" Кодекса.
Заместитель Министра финансов
Российской Федерации
С.Д.ШАТАЛОВ
27.04.2006