Проблемная ситуация: Организация кинематографии
осуществляет деятельность по производству национального фильма, тиражированию
фильма.
Организация занимает на правах
собственности подвальное помещение в шестиэтажном жилом доме и до 2005 г.
являлась плательщиком земельного налога. Какие-либо документы о праве
собственности на долю земельного участка отсутствуют. Земельный участок на кадастровом
учете в Департаменте земельных ресурсов г. Москвы не состоит.
В настоящее время организация в ТОРЗ САО
переоформляет земельно-правовые отношения, продолжая платить земельный налог.
Согласно ч. 2 ст. 15 Федерального закона
от 22.08.1996 N 126-ФЗ "О государственной поддержке кинематографии
Российской Федерации" организации кинематографии освобождаются от арендной
платы за землю. ТОРЗ САО отказывает им в этой льготе.
Должна ли организация платить арендную
плату на землю?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 3 мая 2006 г. N 03-06-02-04/67
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу уплаты земельного
налога и сообщает следующее.
В соответствии со ст. 65 Земельного
кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации
является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог
и арендная плата.
Как следует из письма, подвальное
помещение, принадлежащее организации на праве собственности, расположено в
жилом доме.
В связи с этим необходимо учитывать
положения жилищного законодательства Российской Федерации. Так,
согласно ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в
действие Жилищного кодекса Российской Федерации" земельный участок, на
котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома
объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие
Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен
государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую
собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
В случае если
земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в
состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в
действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего
собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное
указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или
органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
С момента формирования земельного участка
и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на
котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома
объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую
собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно п. 1 ст.
36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в
многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее
имущество в многоквартирном доме, включающее земельный участок, на котором
расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные
предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома
объекты, расположенные на земельном участке.
В соответствии со ст. 388 гл. 31
"Земельный налог" Налогового кодекса Российской Федерации (далее -
Кодекс) налогоплательщиками земельного налога признаются организации,
обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного
(бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
На основании п. 1 ст. 392 Кодекса
налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой
собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся
собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей
долевой собственности.
Доля в праве общей собственности на общее
имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме
пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.
В соответствии с п.
2 ст. 23 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной
регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная
регистрация возникновения, перехода, ограничения (обременения) или прекращения
права на жилое или нежилое помещение в многоквартирных домах одновременно
является государственной регистрацией неразрывно связанного с ним права общей
долевой собственности на общее имущество.
Таким образом, с момента формирования
земельного участка, на котором расположен жилой дом, в соответствии с земельным
законодательством и законодательством о градостроительной деятельности, а также
присвоения кадастрового номера указанному земельному участку организация
является плательщиком земельного налога в отношении соответствующей доли
земельного участка. При этом основанием для уплаты земельного налога является
свидетельство о праве собственности на подвальное помещение.
Одновременно
сообщаем, что Постановлением Правительства г. Москвы от 24.05.2005 N 356-ПП
утверждены новые удельные показатели кадастровой стоимости земель г. Москвы по
кадастровым кварталам и видам функционального использования земель, согласно
которым стоимость 1 кв. м земли по кадастровому кварталу 77-09-05004, занятой
жилыми домами многоэтажной и повышенной этажности застройки, составляет 15 125
руб.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
А.И.ИВАНЕЕВ
03.05.2006