Проблемная ситуация: В Письме
Минфина России от 13.02.2006 N 03-06-04-02/02 изложена позиция об отсутствии
правовых оснований для установления отчетных периодов по транспортному налогу
законами субъектов Российской Федерации и для начисления пени за просрочку
уплаты авансовых платежей по транспортному налогу до внесения изменений в гл.
28 "Транспортный налог" Налогового кодекса Российской Федерации,
вступивших в силу с 01.01.2006, предусматривающих отчетные периоды и авансовые
платежи по транспортному налогу.
Однако в период 2003 - 2005 гг.
законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации в
большинстве случаев были установлены отчетные периоды и порядок расчета
авансовых платежей по транспортному налогу.
В свою очередь,
налоговые органы, осуществляя функции, возложенные Постановлением Правительства
Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 "Об утверждении Положения о
Федеральной налоговой службе", по контролю и надзору за соблюдением
законодательства о налогах и сборах, производили начисление пени за просрочку
уплаты авансовых платежей по транспортному налогу, установленных законами
субъектов Российской Федерации и зачисляемых в соответствующий бюджет субъекта
Российской Федерации.
В связи с вышеизложенным
просим разъяснить, имеют ли налогоплательщики право на возврат излишне
взысканных сумм пени за просрочку уплаты авансовых платежей по транспортному
налогу за период 2003 - 2005 гг. Если да, то в каком порядке?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 2 июня 2006 г. N 03-06-02-02/73
В связи с письмом Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики подтверждает свою позицию, изложенную в Письме
Минфина России от 13.02.2006 N 03-06-04-02/02, и по вопросу возврата
начисленных и взысканных налоговыми органами сумм пени за просрочку уплаты
авансовых платежей по транспортному налогу за период 2003 - 2005 гг. сообщает
следующее.
В соответствии со ст. 57 Конституции
Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и
сборы. Налоги считаются установленными, когда определены все элементы
налогообложения (ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее -
Кодекс)).
Статьей 14 Кодекса транспортный налог
отнесен к региональным налогам, при установлении которых законодательными
(представительными) органами государственной власти субъектов Российской
Федерации определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены Кодексом,
следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты
налогов. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и
налогоплательщики определяются Кодексом.
Учитывая, что до 1
января 2006 г. отчетные периоды по транспортному налогу Кодексом не были
предусмотрены и на налогоплательщиков не возлагались обязанности по уплате
авансовых платежей и представлению расчетов по авансовым платежам по
транспортному налогу, правовые основания для начисления и взыскания с
налогоплательщиков сумм пени за просрочку уплаты авансовых платежей по
транспортному налогу отсутствовали. Данная
позиция отражена, в частности, в Постановлении Президиума Верховного Суда
Российской Федерации от 11.05.2005 N 32пв04.
В Постановлении от 28.02.2001 N 5 "О
некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской
Федерации" отражена позиция Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской
Федерации, касающаяся, в частности, порядка взыскания сумм пени за просрочку
уплаты авансовых платежей. В соответствии с данной позицией пени,
предусмотренные ст. 75 Кодекса, могут быть взысканы с налогоплательщика в том
случае, если в силу закона о конкретном виде налога авансовый платеж
исчисляется по итогам отчетного периода на основе налоговой базы, определяемой
в соответствии со ст. ст. 53 и 54 Кодекса.
В силу ч. 5 ст. 76 Конституции Российской
Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской
Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам
ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и
субъектов Российской Федерации. В случае противоречия между федеральным законом
и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Статьей 6 Кодекса установлено, что
нормативный правовой акт о налогах и сборах признается не соответствующим
Кодексу, если такой акт, в частности, изменяет определенное Кодексом содержание
обязанностей участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и
сборах, или иным образом противоречит общим началам и (или) буквальному смыслу
конкретных положений Кодекса. Признание нормативного правового акта не
соответствующим Кодексу осуществляется в судебном порядке, если иное не
предусмотрено Кодексом.
В случае признания закона субъекта
Российской Федерации о транспортном налоге противоречащим
федеральному законодательству и, следовательно, недействующим налогоплательщики
в силу ст. 21 Кодекса имеют право на своевременный возврат сумм излишне
уплаченных или излишне взысканных налогов, пени, штрафов.
Возврат излишне взысканных сумм пени
осуществляется налоговыми органами по месту учета налогоплательщика в порядке,
установленном ст. 79 Кодекса.
В соответствии с п. 2 указанной статьи
Кодекса решение о возврате излишне взысканных сумм пени принимается налоговым
органом на основании письменного заявления налогоплательщика, с которого
взысканы суммы пени, а судом - в порядке искового судопроизводства.
Учитывая
изложенное, полагаем, что возврат излишне взысканных сумм пени за просрочку
уплаты авансовых платежей по транспортному налогу за период 2003 - 2005 гг.
необходимо производить налоговым органам на основании письменного заявления
налогоплательщика в том случае, если закон субъекта Российской Федерации о
транспортном налоге в части установления авансовых платежей по транспортному
налогу признан судом недействующим.
В настоящее время
Определениями Верховного Суда Российской Федерации от 01.02.2006 N 59-Г05-26 и
от 29.03.2006 N 33-Г06-4 признаны недействующими в части установления авансовых
платежей по транспортному налогу соответственно положения Закона Амурской
области от 18.11.2002 N 142-ОЗ "О транспортном налоге на территории
Амурской области" и Закона Ленинградской области от 22.11.2002 N 51-ОЗ
" О транспортном налоге".
Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
М.А.МОТОРИН
02.06.2006