Проблемная ситуация: Банк предоставляет услуги
доверительного управления на рынке ценных бумаг как на
основе договоров индивидуального доверительного управления, так и в форме
общего фонда банковского управления.
Согласно
разъяснению Министерства финансов Российской Федерации, изложенному в Письме от
29.04.2005 N 03-05-01-04/118, налоговая база при выходе учредителя из ОФБУ или
уменьшении его доли в ОФБУ определяется как разница между суммой,
соответствующей стоимости доли выводимого имущества в ОФБУ, рассчитанной с
учетом расходов доверительного управляющего и его вознаграждения, и суммой,
внесенной физическим лицом в ОФБУ. При этом
датой фактического получения дохода при выводе долей из ОФБУ является день
выплаты дохода. Верно ли, что основанием для исчисления и удержания НДФЛ
доверительным управляющим - налоговым агентом является исключительно факт
уменьшения учредителем доверительного управления - физическим лицом своей доли
в ОФБУ путем полного или частичного выхода из ОФБУ, а по окончании налогового
периода налогообложение не производится?
Физическое лицо, обслуживающееся
в банке по договору на брокерское обслуживание (и/или договору индивидуального
доверительного управления), расторгает указанный договор и вносит принадлежащее
ему имущество, состоящее из ценных бумаг, в ОФБУ. Стоимость ценных бумаг,
передаваемых в ОФБУ, превышает затраты физического лица на их приобретение.
Верно ли, что так как при переводе ценных бумаг в ОФБУ
не происходит их реализации и выплаты дохода физическому лицу, то отсутствуют
основания для удержания НДФЛ?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 14 июня 2006 г. N 03-05-01-04/158
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо ОАО (далее - Банк) о налоге на
доходы физических лиц и в соответствии со ст. 34.2 Налогового кодекса
Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.
Из письма следует, что Банк предоставляет
услуги доверительного управления, как на основе договоров индивидуального
доверительного управления ценными бумагами, так и в форме общих фондов
банковского управления.
В соответствии с абз.
5 п. 8 ст. 214.1 Кодекса налоговая база по операциям с ценными бумагами,
осуществляемым доверительным управляющим в пользу учредителя доверительного
управления, определяется на дату окончания налогового периода или на дату
выплаты денежных средств (передачи ценных бумаг) до истечения очередного
налогового периода.
Поскольку, как указывается в письме, при
расторжении индивидуального договора доверительного управления физическому лицу
передавались ценные бумаги, которые затем передавались им в общий фонд
банковского управления (ОФБУ), налоговую базу следует определять на дату
прекращения индивидуального договора доверительного управления.
Что касается налогообложения при выходе
из ОФБУ или уменьшении доли в ОФБУ, то соответствующие разъяснения даны в
упомянутом Письме Минфина России от 29.04.2005 N 03-05-01-04/118. До выхода из
ОФБУ, включая переход из одного ОФБУ в другой, или уменьшения доли в ОФБУ
налоговая база по операциям с единым имущественным комплексом ОФБУ не
определяется.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
А.И.ИВАНЕЕВ
14.06.2006