Проблемная ситуация: О вопросе продления сроков
реализации алкогольной продукции, маркированной федеральными специальными и
акцизными марками старого образца.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 3 июля 2006 г. N 03-01-14/7-340
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел вопрос о продлении сроков реализации
алкогольной продукции, маркированной федеральными специальными и акцизными
марками старого образца, и сообщает следующее.
Согласно п. 3 ст.
12 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном
регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и
спиртосодержащей продукции" (далее - Закон) с 1 января 2006 г. федеральная
специальная марка (далее - марка) является документом государственной
отчетности, удостоверяющим законность (легальность) производства и (или)
оборота на территории Российской Федерации алкогольной продукции, осуществление
контроля за уплатой налогов, а также является носителем информации единой государственной
автоматизированной информационной системы и подтверждением фиксации информации
о реализуемой на территории Российской Федерации алкогольной продукции в единой
государственной автоматизированной информационной системе.
Согласно п. 1 ст. 26 Закона оборот
алкогольной продукции без маркировки указанными марками запрещен.
Вместе с тем
согласно п. 3 ст. 1 Федерального закона от 31.12.2005 N 209-ФЗ "О внесении
изменений в Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон
"О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта,
алкогольной и спиртосодержащей продукции" и о признании утратившими силу
отдельных положений Федерального закона "О внесении изменений в
Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота
этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей
продукции" оборот (за исключением ввоза на таможенную территорию
Российской Федерации) алкогольной продукции, маркированной по 31 декабря 2005
г. включительно в установленном порядке, допускается по 30 июня 2006 г.
включительно.
В силу п. 4 ст. 12 Закона требования к
образцам марок и порядок маркировки установлены Постановлением Правительства
Российской Федерации от 21.12.2005 N 785 "О маркировке алкогольной
продукции федеральными специальными марками".
Пунктом 1 Правил
маркировки алкогольной продукции федеральными специальными марками,
утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2005 N
785, определено, что марки должны наноситься на алкогольную продукцию с
содержанием этилового спирта более 9 процентов объема готовой продукции,
производимую на территории Российской Федерации, организациями, осуществляющими
производство такой продукции на территории Российской Федерации (далее -
организации-производители), после нанесения на них сведений о маркируемой ими алкогольной продукции.
Согласно ст. ст. 421 и 422 Гражданского
кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора, при этом договор должен соответствовать
обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми
актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. Статьей 450
Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено расторжение договора по
соглашению сторон, если иное не предусмотрено законами или договором.
В случае расторжения договоров, связанных
с поставкой алкогольной продукции, маркированной по 31 декабря 2005 г.
включительно в установленном порядке, стороны вправе выбрать место ее
последующего нахождения или хранения.
В силу ст. 2 Закона хранение алкогольной
продукции относится к обороту.
Согласно ст. 886 Гражданского кодекса
Российской Федерации хранение как вид деятельности предусматривает заключение
договора, согласно которому одна сторона обязуется хранить вещь, переданную ей
другой стороной, и возвратить эту вещь в сохранности. При этом в силу ст. 892
Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности к хранителю в
отношении переданной на хранение вещи не переходит.
Таким образом, не может быть отнесено к
хранению как к виду деятельности нахождение продукции в организациях, в
отношении которой организации имеют право собственности.
Учитывая изложенное, хранение алкогольной
продукции, маркированной по 31 декабря 2005 г. включительно в установленном
порядке, в том числе возвращенной покупателями до 30 июня 2006 г. включительно,
возможно в организациях, имеющих лицензию на хранение алкогольной продукции, до
30 июня 2006 г.
При этом нахождение возвращенной до 30
июня 2006 г. включительно алкогольной продукции, маркированной по 31 декабря
2005 г. включительно в установленном порядке, у организаций-производителей не
относится к обороту указанной продукции.
Главами 21 и 22 Налогового кодекса
Российской Федерации (далее - Кодекс) установлены налогоплательщики НДС и акцизов,
а также элементы налогообложения этими налогами.
Пунктом 5 ст. 171 и п. 5 ст. 200 Кодекса
предусмотрен вычет сумм уплаченных НДС и акциза при возврате товаров.
В случае возврата покупателями до 30 июня
2006 г. включительно алкогольной продукции, маркированной по 31 декабря 2005 г.
включительно в установленном порядке, основанием применения вычетов для
организаций-производителей является изменение условий либо расторжение
соответствующих договоров, отражение в учете соответствующих операций по
корректировке в связи с возвратом товаров.
Согласно ст. 3
Федерального закона от 21.07.2005 N 107-ФЗ "О внесении изменений в часть
вторую Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу
некоторых положений законодательных актов Российской Федерации" оптовые
организации, учредившие акцизные склады до 1 января 2006 г. и осуществляющие с
1 января 2006 г. реализацию алкогольной продукции (далее - оптовые организации),
поступившей на акцизные склады этих организаций до 1 января 2006 г. и (или) отгруженной в их адрес до указанной даты,
признаются налогоплательщиками акцизов.
Таким образом, в
случае возврата до 30 июня 2006 г. включительно алкогольной продукции,
маркированной по 31 декабря 2005 г. включительно в установленном порядке,
оптовым организациям от покупателей и (или) организациям - производителям от
оптовых организаций указанные организации имеют право на вычет по уплаченным
суммам акцизов в пределах остатков, имеющихся у оптовых организаций на 1 января
2006 г. и (или) отгруженных в их адрес
до указанной даты, подтвержденных данными инвентаризации, предусмотренной п. 8
Постановления Правительства Российской Федерации от 21.12.2005 N 785, при
условии расторжения соответствующих договоров, отражения в учете
соответствующих операций по корректировке в связи с возвратом товаров.
Пунктом 2 ст. 12 Закона предусмотрено,
что марки могут быть приобретены только организациями в государственных
органах, уполномоченных Правительством Российской Федерации, - налоговых
органах.
Учитывая, что с 1
июля 2006 г. оборот алкогольной продукции, маркированной марками, введенными
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.04.2003 N 212 "О
маркировке алкогольной продукции федеральными специальными марками нового
образца", и региональными специальными марками, изготовленными в
соответствии с требованиями, утвержденными Постановлением Правительства
Российской Федерации от 01.10.2002 N 723 "Об утверждении общих требований
к порядку и условиям выдачи разрешений на учреждение акцизных складов и порядку выдачи региональных
специальных марок", либо маркированной только марками, введенными
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.04.2003 N 212, может
быть допущен при наличии на алкогольной продукции марки, введенной
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2005 N 785, с
нанесенными на нее сведениями о маркируемой алкогольной продукции, то в случае
возврата до 30 июня 2006 г. включительно организациям-производителям
принадлежащей им ранее алкогольной продукции,
маркированной по 31 декабря 2005 г. включительно в установленном порядке,
поставки указанной продукции с 1 июля 2006 г. возможны только при нанесении на
нее марок, соответствующих требованиям Закона, в том числе приобретенных в
соответствии с Приказом Минфина России от 17.01.2006 N 9н "О порядке
приобретения и учета федеральных специальных марок, а также уничтожения
неиспользованных, поврежденных и не соответствующих установленным
требованиям федеральных специальных марок" до 30 июня 2006 г.
Маркировка алкогольной продукции,
маркированной ранее в установленном порядке, акцизными марками, которые
соответствуют требованиям Закона, может быть произведена организациями,
осуществляющими ввоз алкогольной продукции на территорию Российской Федерации,
в случае ее возврата им на основании норм гражданского законодательства. Однако
для реализации этой возможности необходимо исключение из действующих
нормативно-правовых актов положений, согласно которым акцизные марки не могут
быть приобретены импортерами в случае, если они не предполагают ввоз
алкогольной продукции, подлежащей маркировке.
В настоящее время Минфином России
согласован подготовленный ФТС России проект постановления Правительства
Российской Федерации "О внесении дополнений в Постановление Правительства
Российской Федерации от 31 декабря 2005 года N 866 "О маркировке
алкогольной продукции акцизными марками".
Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
М.А.МОТОРИН
03.07.2006