Проблемная ситуация: Организация выполняет функции
инвестора, застройщика и заказчика. 1. Включаются ли в
налоговую базу по налогу на прибыль расходы в виде процентов по кредитам
и займам, используемым для строительства? 2. Учитываются ли при определении
налоговой базы по налогу на прибыль расходы на рекламу проекта и маркетинговые
исследования, осуществленные за счет средств целевых поступлений? 3. Признается
ли направление средств инвесторов на погашение ранее
полученных кредитов нецелевым использованием средств целевого финансирования?
4. Вправе ли организация обращаться в Министерство финансов Российской
Федерации за разъяснениями по вопросам бухгалтерского учета?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 19 июля 2006 г. N 03-03-04/1/599
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о порядке
налогообложения налогом на прибыль при осуществлении функций инвестора,
заказчика, застройщика и сообщает следующее.
1. В соответствии с пп.
14 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при
определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде
имущества, полученного в рамках целевого финансирования.
Подпунктом 14 п. 1 ст. 251 Кодекса
определен перечень имущества, отнесенного к средствам целевого финансирования,
полученного налогоплательщиком и использованного им по назначению,
определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого
финансирования, в частности в виде аккумулированных на счетах
организации-застройщика средств дольщиков и (или) инвесторов.
При этом налогоплательщики, получившие
средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов
(расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При
отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого
финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие
налогообложению с даты их получения.
Согласно пп. 2
п. 1 ст. 265 Кодекса в составе внереализационных расходов, не связанных с
производством и реализацией, учитываются расходы в виде процентов по долговым
обязательствам любого вида, в том числе процентов, начисленных по ценным
бумагам и иным обязательствам, выпущенным (эмитированным) налогоплательщиком с
учетом особенностей, предусмотренных ст. 269 Кодекса.
При этом расходом признаются проценты по
долговым обязательствам любого вида вне зависимости от характера
предоставленного кредита или займа (текущего и (или) инвестиционного). Расходом
признается только сумма процентов, начисленных за фактическое время пользования
заемными средствами (фактическое время нахождения указанных ценных бумаг у
третьих лиц), и первоначальной доходности, установленной эмитентом
(ссудодателем) в условиях эмиссии (выпуска, договора), но не выше фактической.
2. Осуществление расходов на рекламу
проекта и маркетинговые исследования, произведенных заказчиком-застройщиком за
счет средств целевых поступлений, при условии, что использование средств на
указанные цели предусмотрено договором с инвесторами, может рассматриваться как
использование таких средств по целевому назначению. При этом расходы,
осуществленные заказчиком-застройщиком за счет средств целевого финансирования,
при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются.
3. В соответствии с пп.
14 п. 1 ст. 251 Кодекса целевое назначение средств целевого финансирования
определяется организацией (физическим лицом) - источником целевого
финансирования.
Таким образом, если использование средств
целевого финансирования на погашение ранее полученных
кредитов и процентов по ним предусмотрено договором, заключенным
заказчиком-застройщиком с инвесторами, то такое использование средств не может
рассматриваться в качестве нецелевого использования средств целевого
финансирования.
4. По сообщению
Департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской
деятельности и бухучета, в соответствии с Регламентом Министерства финансов
Российской Федерации, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской
Федерации от 23.03.2005 N 45н, если законодательством не установлено иное, в
Министерстве финансов Российской Федерации не рассматриваются по существу
обращения по разъяснению (толкованию норм, терминов и понятий) законодательства
Российской Федерации и практики его применения. Учитывая изложенное, в
компетенцию Министерства финансов Российской Федерации не входит
консультирование коммерческих организаций по вопросам бухгалтерского учета.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
А.И.ИВАНЕЕВ
19.07.2006