Проблемная ситуация: 1. Банк входит в группу банков.
Маркетинговая политика группы предполагает рекламирование всего спектра
оказываемых компаниями группы услуг, как банковских, так и небанковских. В
рекламных объявлениях, расходы по оплате которых несет
банк, содержится информация о крупных финансовых проектах не только банка, но и
других компаний группы. Может ли банк рассматривать расходы на оплату таких
рекламных публикаций в качестве расходов на рекламу в соответствии с абз. 2 п. 4 ст. 264 НК РФ, уменьшающих налоговую базу по
налогу на прибыль? 2. Банк в качестве спонсора оплачивает публикации
редакционных статей в печатных СМИ в виде интервью руководителей банка и его
структурных подразделений, которые содержат информацию о банке. Может ли банк
рассматривать оплату таких редакционных статей в качестве расходов на рекламу в
соответствии с абз. 2 п. 4 ст. 264 НК РФ, уменьшающих
налоговую базу по налогу на прибыль?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 5 сентября 2006 г. N 03-03-04/2/201
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о порядке налогового
учета расходов на рекламу и сообщает следующее.
1. В соответствии с пп. 28 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса Российской Федерации
(далее - Кодекс) при определении налоговой базы по налогу на прибыль
организаций к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией,
относятся расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых
товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака
обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, с учетом положений
п. 4 данной статьи Кодекса.
При этом ст. 2
Федерального закона от 18.07.1995 N 108-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон
о рекламе) определяет, что реклама - это распространяемая в любой форме, с
помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах,
идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для
неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к
этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний.
Учитывая изложенное,
расходы на рекламу видов деятельности, не осуществляемой непосредственно
налогоплательщиком, для целей налогообложения прибыли не учитываются.
2. В соответствии со ст. 19 Закона о
рекламе под спонсорством понимается осуществление юридическим или физическим
лицом (спонсором) вклада (в виде предоставления имущества, результатов
интеллектуальной деятельности, оказания услуг, проведения работ) в деятельность
другого юридического или физического лица (спонсируемого) на условиях
распространения спонсируемым рекламы о спонсоре, его товарах. Спонсорский вклад
признается платой за рекламу, а спонсор и спонсируемый - соответственно рекламодателем
и рекламораспространителем.
Учитывая изложенное,
расходы на рекламу, осуществленные в виде спонсорского вклада, могут быть
учтены для целей налогообложения с учетом положений п. 4 ст. 264 Кодекса.
Расходы на рекламные мероприятия через
средства массовой информации, в том числе осуществляемые в виде спонсорского
вклада, учитываются на основании абз. 2 п. 4 ст. 264
Кодекса.
Обращаем ваше
внимание на то, что в соответствии с п. 1 ст. 5 Закона о рекламе использование
в печатной продукции нерекламного характера
целенаправленного обращения внимания потребителей рекламы на изготовителя,
исполнителя, продавца для формирования и поддержания интереса к ним без
надлежащего предварительного сообщения об этом (в частности, путем пометки
"на правах рекламы") не допускается. Организациям средств массовой информации запрещается взимать плату за
размещение рекламы под видом информационного, редакционного или авторского
материала.
Таким образом, редакционные статьи о
деятельности налогоплательщика, не содержащие пометки "на правах
рекламы", в соответствии с действующим законодательством не признаются
рекламными сообщениями и, следовательно, расходы по их оплате для целей
налогообложения прибыли учитываться не должны.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
А.И.ИВАНЕЕВ
05.09.2006