Проблемная ситуация: Подпунктами 29 - 39 п. 1 ст.
333.33 НК РФ установлены размеры государственной пошлины за государственную
регистрацию, а также за совершение прочих юридически значимых действий в
области государственной регистрации транспортных средств. Пунктом 2 ст. 333.16
НК РФ определено, что государственные органы и (или) должностные лица не вправе
взимать за совершение юридически значимых действий, предусмотренных гл. 25.3 НК
РФ, иные платежи за исключением госпошлины. При этом Постановлением
Правительства РФ от 08.04.1992 N 228 установлено, что органы исполнительной
власти субъектов РФ вправе определять размеры оплаты за выдачу и замену
государственных регистрационных знаков и другой специальной продукции.
Правомерно ли взимание отдельной платы за изготовление регистрационных знаков,
водительских удостоверений, паспортов транспортных средств и другой специальной
продукции наряду с госпошлиной?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 5 октября 2006 г. N 03-06-03-04/81
Минфин России рассмотрел обращение в
части разъяснения порядка применения Постановления
Правительства Российской Федерации от 08.04.1992 N 228 "О некоторых
вопросах, связанных с эксплуатацией автомототранспорта в Российской
Федерации" и сообщает.
Статьей 333.16 Налогового кодекса
Российской Федерации (далее -Кодекс) определено, что
государственная пошлина - сбор, взимаемый с организаций и физических лиц при их
обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы
и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с
законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов
Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного
самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий,
предусмотренных гл. 25.3 "Государственная пошлина" Кодекса, за
исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской
Федерации.
В целях данной главы Кодекса выдача
документов (их копий, дубликатов) приравнивается к юридически значимым действиям.
Указанные выше органы и должностные лица,
за исключением консульских учреждений Российской Федерации, не вправе взимать
за совершение юридически значимых действий, предусмотренных данной главой, иные
платежи, за исключением государственной пошлины.
Подпунктами 29 - 39
п. 1 ст. 333.33 Кодекса предусмотрена уплата государственной пошлины за
государственную регистрацию транспортных средств и совершение иных
регистрационных действий, связанных с выдачей государственных регистрационных
знаков на транспортные, мототранспортные средства и
прицепы, паспорта транспортного средства, свидетельства о регистрации
транспортного средства и иных документов, необходимых для допуска
автомототранспорта и водителей к участию в дорожном движении.
Следовательно, за совершение органами
внутренних дел и гостехнадзора вышеперечисленных
действий, связанных с выдачей документов, должна уплачиваться государственная
пошлина и никакие иные платежи.
В соответствии со
ст. 29 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие
части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в
законодательные акты Российской Федерации о налогах" п. 4 Постановления
Правительства Российской Федерации от 08.04.1992 N 228 "О некоторых
вопросах, связанных с эксплуатацией автомототранспорта в Российской
Федерации" (далее - Постановление) действует в части, не противоречащей
части второй Кодекса, и
подлежит приведению в соответствие с гл. 25.3 "Государственная
пошлина" Кодекса.
Абзацами 1 и 2 пп. "а" п. 4 Постановления определено, что органы
исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев,
областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга
самостоятельно с учетом местных особенностей определяют размеры оплаты за
выдачу и замену государственных регистрационных знаков, свидетельств о
регистрации транспортных средств, водительских удостоверений, талонов к ним и
другой специальной продукции, а также прием экзаменов.
В оплату указанной продукции включается
свободная отпускная цена изготовителя продукции (с налогом на добавленную
стоимость), а также затраты по ее транспортировке, хранению, оформлению и
выдаче. Суммарная величина затрат не должна превышать 3 процентов годового
размера установленной законом минимальной оплаты труда.
Следовательно, изготовление специальной
продукции, предусмотренной абз. 1 и 2 п. 4
Постановления, выдаваемой при совершении юридически значимых действий, не
относится к юридически значимым действиям и, соответственно, не подпадает под
понятие "государственная пошлина".
За оказание данных услуг по изготовлению
специальной продукции в соответствии с данным Постановлением взимается плата,
установленная органами государственной власти субъектов Российской Федерации в
зависимости от затрат на их изготовление.
В настоящее время в
соответствии с Поручением Правительства Российской Федерации от 01.08.2005 N
АЖ-П13-3832 Минфином России ведется работа по подготовке проекта постановления
Правительства Российской Федерации, касающегося приведения в соответствие с гл.
25.3 "Государственная пошлина" Кодекса нормативных актов
Правительства Российской Федерации, в том числе и Постановления Правительства
Российской Федерации от 08.04.1992 N 228 "О некоторых вопросах, связанных
с эксплуатацией автомототранспорта в Российской
Федерации".
Изменениями,
вносимыми в Постановление Правительства Российской Федерации от 08.04.1992 N
228 "О некоторых вопросах, связанных с эксплуатацией автомототранспорта в
Российской Федерации", предлагается сохранить норму, предоставляющую право
органам исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев,
областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга
самостоятельно с учетом местных особенностей устанавливать размеры платы за
оказание услуг по изготовлению специальной продукции.
Заместитель Министра финансов
Российской Федерации
С.Д.ШАТАЛОВ
05.10.2006