Проблемная ситуация: О налогообложении налогом на
игорный бизнес и о лицензировании деятельности по проведению интерактивной
телеигры.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 12 октября 2006 г. N 03-06-05-03/35
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики совместно с Департаментом финансовой политики
рассмотрел письмо по вопросу налогообложения налогом на игорный бизнес азартных
игр, проводимых посредством телевещания игровой телепрограммы, и сообщает следующее.
В соответствии со
ст. 364 гл. 29 "Налог на игорный бизнес" Налогового кодекса
Российской Федерации (далее - Кодекс) игорным бизнесом признается
предпринимательская деятельность, связанная с извлечением организациями или
индивидуальными предпринимателями доходов в виде выигрыша и (или) платы за
проведение азартных игр и (или) пари, не являющаяся реализацией товаров
(имущественных прав), работ или услуг.
Объектами игорного бизнеса, подлежащими
налогообложению в соответствии с гл. 29 Кодекса, являются игровые столы,
игровые автоматы, кассы тотализатора и кассы букмекерской конторы (п. 1 ст. 366
Кодекса). При этом под игровым автоматом понимается специальное оборудование
(механическое, электрическое, электронное или иное техническое оборудование),
установленное организатором игорного заведения и используемое для проведения
азартных игр с любым видом выигрыша без участия в указанных играх
представителей организатора игорного заведения.
Согласно п. п. 3.1
и 3.2 Правил проведения испытаний игровых автоматов с денежным выигрышем с
целью утверждения типа и контроля за их соответствием утвержденному типу
(Приказ Госстандарта России от 24.01.2000 N 22) игровой автомат с денежным
выигрышем - это специальное устройство, которое после внесения в него денежной
ставки предоставляет игроку право провести игру с возможностью получения
денежного выигрыша, а электронный игровой автомат с
денежным выигрышем - это игровой автомат, в котором результат игры определяется
электронной схемой под воздействием заложенной игровой программы.
Игровой автомат с
денежным выигрышем в соответствии с п. п. 3.3 и 3.4 Правил должен иметь
центральный блок управления, под которым понимается функциональный блок,
содержащий устройства, определяющие процесс игры (микропроцессор,
микроконтроллер, постоянные и оперативные запоминающие устройства, интерфейсы
ввода-вывода информации и др.), а также специальные устройства - акцептор и
хоппер для приема и идентификации, а также для накопления и выплаты монет,
денежных купюр и их заменителей.
При этом под акцептором
денежных знаков понимается устройство, предназначенное для приема и
идентификации монет, денежных купюр или их заменителей, под хоппером -
устройство, предназначенное для накопления и выплаты монет, денежных купюр или
их заменителей, а под ставкой - вносимая в игровой автомат сумма, выраженная в
рублях или средствах, их заменяющих (например, в жетонах), и позволяющая
провести игру. Также ставкой
может быть выигрыш в основной игре, который может быть использован для
проведения дополнительной игры (п. п. 3.6, 3.7 и 3.14 Правил).
Учитывая вышеизложенное, а также принимая
во внимание, что гл. 29 Кодекса не регулирует порядок проведения интерактивной
игровой телепрограммы посредством отправки sms-сообщений,
обрабатываемых специальным программно-аппаратным комплексом, налогообложение
вышеуказанной предпринимательской деятельности должно производиться в
общеустановленном порядке.
Одновременно сообщаем, что деятельность
по проведению лотерей не относится к игорному бизнесу и регулируется
Федеральным законом Российской Федерации от 11.11.2003 N 138-ФЗ "О
лотереях".
По вопросу лицензирования рассматриваемой
предпринимательской деятельности следует отметить следующее.
Согласно ст. 17
Федерального закона Российской Федерации от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О
лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежит
деятельность по организации и проведению азартных игр и (или) пари, в том числе
с использованием игровых столов и иного игрового оборудования, в помещениях
казино (деятельность казино), а также деятельность по организации и проведению
азартных игр и (или) пари, в том числе с
использованием игрового оборудования (кроме игровых столов). В ст. 2 данного
Федерального закона сказано, что лицензионные требования и условия
устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.
Минфином России
разработан проект постановления Правительства Российской Федерации "О
лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр и (или)
пари" (далее - проект постановления), утверждающий положение о
лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр и (или)
пари, в том числе с использованием игровых столов и иного игрового
оборудования, в помещениях казино (деятельность казино) и положение о
лицензировании деятельности по организации и
проведению азартных игр и (или) пари, в том числе с использованием игрового
оборудования (кроме игровых столов). В настоящий момент проект постановления
находится на согласовании с заинтересованными федеральными органами
исполнительной власти.
Сообщаем также, что в соответствии с
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.11.2005 N 693 "О
внесении изменений в Положение о Федеральной налоговой службе" органом по
лицензированию деятельности в сфере организации и проведения азартных игр и (или) пари уполномочена Федеральная налоговая служба.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
А.И.ИВАНЕЕВ
12.10.2006